Сегодня, три года спустя после того, как президент России В.В. Путин утвердил своим указом Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, думаю, даже самые закоренелые скептики не в состоянии отрицать позитивные изменения, произошедшие в нашей стране в защите детства и материнства, поддержке семьи. Притом изменения действительно ощутимые. Жизнь требует не только закрепить их, но и идти дальше с учетом современных экономических, финансовых, социальных реалий. Именно этим вопросам посвящено заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии, которое состоится сегодня в Кремле.
Все мы помним, насколько остро еще недавно стояла в России тема детей-сирот, в большинстве своем социальных сирот - детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013 году в детских домах и интернатах находились 119 тысяч детей, сейчас, в конце 2015 года, их насчитывается 73,5 тысячи.
То, что детей-сирот, находящихся в приютах, стало намного меньше, заслуга наших сограждан, образовавших приемные семьи. Их количество за последние два года достигло 80 тысяч. Только в текущем году семьи взяли на воспитание более 50 тысяч детей-сирот. Скажу откровенно, мы не ожидали, что усыновление и опека примут такие масштабы. Разумеется, меры государственной поддержки сыграли свою роль. Но я убеждена, что подавляющее большинство приемных семей делают такой шаг по велению души и сердца.
Искренняя наша признательность этим замечательным людям за их добрые дела. И, конечно, эти люди должны постоянно чувствовать поддержку со стороны государства. Приведу такой пример. Во многих регионах действуют дополнительные меры социальной поддержки семей в виде денежных выплат на содержание усыновленного ребенка. Их объем небольшой, но при этом они облагаются налогом на доходы в размере 13 процентов. Нонсенс! Думаю, стоит поддержать инициативу, высказанную депутатами Курской областной думы о введении соответствующей налоговой льготы.
Не могу не отметить тот факт, что немало детей возвращаются из детских домов и интернатов в родные семьи. Это значит, что наша ставка не на жесткие методы, а на работу с родителями, их социальную и психологическую реабилитацию оправдывает себя. В самом деле, лишение родительских прав, изъятие детей - это аналог смертной казни для семьи. То есть крайняя, исключительная мера.
При этом проблем хватает. Одна из них - предоставление квартир сиротам, вступающим в самостоятельную жизнь. Решение этого вопроса возложено на субъекты Российской Федерации. В федеральном бюджете на 2015 год на эти цели регионам выделено 6,9 миллиарда рублей, жилье уже получили порядка 13 тысяч детей-сирот, а до конца года их число вырастет до 28,7 тысячи.
Однако до полного выправления ситуации еще достаточно далеко. Полагаю, правительству России, властям субъектов Федерации следует подумать о том, как ускорить решение этой важнейшей для сирот проблемы.
Считаю, мы немало сделали для улучшения положения детей-инвалидов и так называемых особенных детей. Их не зря называют особенными: среди них немало ярких, талантливых личностей со своим, своеобразным видением мира. Поэтому их следует не только лечить, им нужно также помогать социализироваться. Делать это путем обучения, приобщения к творчеству, обретения профессии, интеграции в детские коллективы.
Наша страна позднее многих других вступила на этот путь, но российское государство ставит целью наверстать упущенное. Так, до конца 2015 года среда без барьеров для детей-инвалидов будет создана в девяти тысячах образовательных учреждений. Это стратегия и политика, которые будут осуществляться до тех пор, пока есть такие дети.
Органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, местного самоуправления обязаны постоянно помнить об этом и повсеместно реализовывать все намеченное: в детских садах и школах, в жилых домах, торговых центрах и на транспорте, в детских оздоровительных лагерях и спортивных объектах. Готовить кадры воспитателей, учителей, психологов, социальных работников, мастеров профессионального обучения, умеющих работать с особенными детьми. Помогать их родителям. Содействовать развитию социального волонтерского движения. Ведь Российскому государству равно дороги все дети нашей страны.
Дело большой государственной важности отдых детей. По количественным показателям здесь вроде бы все благополучно. Так, в 2015 году предприятиями, профсоюзами, спонсорами, родителями на эти цели направлено свыше 17 миллиардов рублей. Работало более 50 тысяч детских оздоровительных лагерей, в них отдохнули порядка семи миллионов школьников. Такой широкий охват достигнут благодаря тому, что часть регионов взяли на себя софинансирование путевок в первую очередь для многодетных семей и детей-инвалидов.
Полноценный отдых - это не только укрепление физического здоровья детей. Не менее значимо их личностное развитие, становление как граждан, патриотов России. Ведь дети, особенно подростки, юноши и девушки, не находятся в информационном, идейном вакууме, они живо реагируют на все, что здесь происходит. Их интересует, волнует то же, что и взрослых. Вот почему так важно, чтобы педагоги, вожатые были на уровне этих, скажем прямо, непростых запросов, могли разговаривать с детьми, подростками откровенно, со знанием дела, убедительно. Регионы, профсоюзы, предприятия должны учесть все это при организации детских оздоровительных лагерей в 2016-м и в последующие годы, в том числе используя потенциал создаваемого российского движения школьников.
Я коснулась лишь некоторых вопросов, связанных с реализацией Национальной стратегии действий в интересах детей. Но и этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы убедиться: в защите детства, материнства, поддержки семей мы на правильном пути. И потому, хотя проблем в экономике, финансах, социальной сфере немало, ни о каком пересмотре государственной политики в этой сфере, отступлении от намеченных целей не может быть и речи. Другое дело, что в сложившихся условиях особенно важно уточнить приоритеты, распределить имеющиеся финансовые ресурсы таким образом, чтобы обеспечить дальнейшее движение вперед в выполнении всего, что намечено Национальной стратегией, принятыми законами, федеральными и региональными программами, другими нормативными правовыми актами в области детства.
Для этого требуется в первую очередь строгий контроль над формированием и расходованием средств, которые государство направляет на эти цели. Они аккумулированы в том, что принято называть детским бюджетом. Это все средства, выделяемые на государственные пособия, развитие дополнительного и неформального образования, специализированной медицинской помощи детям, на предоставление материнского капитала, развитие индустрии детских товаров и т.д. Само это понятие появилось относительно недавно - в 2013 году благодаря инициативе Координационного совета при президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
Практика показала, что "детский бюджет" - эффективный инструмент контроля над осуществлением государственной политики в этой сфере как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Примеров здесь немало. С 2007 года, когда начала действовать долгосрочная демографическая программа, выдано свыше шести миллионов сертификатов на материнский (семейный) капитал, и половина семей уже распорядилась этими средствами. Это сыграло важную роль в повышении рождаемости.
В 2013 - 2014 годах появилось почти 778 тысяч новых мест в детских садах. Благодаря программе модернизации общего образования отремонтированы десятки тысяч школ, снята острая проблема доступности бесплатных учебников для семей с невысокими доходами. Значительная часть регионов ввела такой показатель, как базовый уровень оснащенности школ, достижение которого обязательно. Это сделало более доступным получение качественного образования вне зависимости от места проживания школьников.
Все больший вклад в решение вопросов, связанных с защитой прав и интересов детей, вносят социально ориентированные некоммерческие организации (НКО). Государство поддерживает эту тенденцию. Только в текущем году многие НКО получили субсидии из федерального бюджета, в том числе на реализацию проектов по поддержке материнства и детства и профилактике социального сиротства.
Приведенные цифры, факты говорят о том, что Россия - социальное государство не только согласно записи в Конституции, но и на деле. Поэтому проект сокращения "детского бюджета" не просто замедлит движение вперед, он остановит целый ряд важных направлений.
Неприемлема также тенденция к передаче на региональный уровень все новых полномочий, в том числе в области детства, без соответствующего финансового обеспечения их выполнения. Бюджеты большинства регионов и без того обременены долгами, общая сумма которых превышает 2 триллиона рублей. Такой подход чреват срывом выполнения ряда программ.
Словом, решать конъюнктурные бюджетные проблемы за счет будущего страны - а его творят сегодняшние дети - позиция близорукая, идущая вразрез со стратегическими целями и задачами России. Совет Федерации намерен как минимум добиваться сохранения достигнутого уровня бюджетных расходов на государственную поддержку семьи и детей с тем, чтобы реализация утвержденных проектов, касающихся материнства и детства, могла быть продолжена в достаточном объеме. Это залог динамичного развития и общественно-политической стабильности нашего Отечества.