Напомним, с 1 января 2016 года вступает в действие федеральный закон, устанавливающий новые правила функционирования и развития систем по обращению с отходами. Основой для организации деятельности в этой сфере станут территориальная схема и региональная программа в области обращения с отходами. В соответствии с федеральным законодательством даются четкие определения таким понятиям, как утилизация и обработка отходов, твердые коммунальные отходы, региональный оператор и другие.
Нововведения могут дать стимул к развитию отрасли обращения с отходами и решить ряд проблем. "Наиболее показательна ситуация с переработкой мусора. Год назад парламентарии приняли ряд важных документов, в том числе Закон "Об отходах производства и потребления". Однако документ остался рамочным, для его развития необходимо как можно быстрее разработать и принять нормы прямого действия, - считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. - Кроме того, выполнению закона мешает режим экономии, введенный правительством. Чтобы принять жесткие экологические законы, необходимы расходы. Но эти расходы окупятся уже в среднесрочной перспективе. К сожалению, иногда принимаются решения, основанные на сиюминутных проблемах. Понятно, что вопрос бюджета очень важен. Но необходимо хотя бы наметить пути решения проблем".
Второй важной темой является обеспечение очистки водных ресурсов. Зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт считает спорным предложение правительства передать водоочистные сооружения в концессию коммерческим структурам. По мнению сенатора, эта мера может привести к резкому росту тарифов за услуги предприятий, попавших в частные руки: "Сегодня вода не соответствует нормативам практически на 80%. И мы не очищаем стоки - это тоже острая проблема. Поэтому нужно вносить изменения в Водную стратегию и включать туда коммунальное использование воды. Необходимо менять и приоритеты в части взносов за пользование водой: платить должен тот, кто загрязняет. Должны платить промышленные предприятия, а не водоканалы, которые получают уже загрязненную воду. И, конечно, острым остается вопрос тарифов. Сейчас тарифы не покрывают тех задач, которые стоят перед водоканалами".
В сопоставительном анализе процесса сближения законодательства России и Европейского союза в сфере обращения с отходами советник-консультант компании "Инновационный экологический фонд" Татьяна Боравская отметила, что объемы отходов в России продолжают нарастать, их полноценный статистический учет не ведется, а нормы международного права и положительная правоприменительная зарубежная практика не учитываются: "Пренебрежение нормами международного права заводит в тупик и без того сложную ситуацию и умножает количество тяжелых ошибок. Роль государства в упорядоченном обращении отходов должна быть несравнимо выше, без централизованного участия государства сложившуюся ситуацию уже исправить невозможно. Но и предпринимательский сектор, в свою очередь, обязан значительно увеличить покрытие издержек государства на организацию эффективного обращения с отходами".