"Правда утром 16 ноября была произведена массированная атака на сайт и личный кабинет системы, - рассказал руководитель ведомства Роман Старовойт. - К обеду последствия атаки были устранены. В целом система работает в штатном режиме".
За первый день от компаний поступило 35 миллионов рублей, уточнили "РГ" в Росавтодоре. Все эти средства будут потрачены на дороги, заверил Старовойт. Сейчас в системе зарегистрировано 500 тысяч автомобилей. И регистрация продолжается.
Многие перевозчики готовы это делать, но есть и те, что ставят ультиматумы и говорят, что лучше закроют свой бизнес, чем будут работать с системой "Платон", признали в Росавтодоре. И в ведомстве готовы вести переговоры с грузоперевозчиками о тарифах на проезд по федеральным дорогам и о способах внесения платы. Например, о введении постоплаты пройденного маршрута, а не авансирование поездки, как это сейчас.
В Росавтодоре выступают за гибкий подход, учитывающий интересы как бизнеса, так и государства, который позволит найти точки соприкосновения с представителями транспортных компаний. Для перевозчиков были снижены экономические риски, сокращена в два раза плата за проезд, упрощена процедура оформления маршрутных карт и сокращен перечень документов, необходимых для получения бортового устройства заявителем.
Уже есть первые инициативы и не только от перевозчиков. Минсельхоз, например, хочет освободить от уплаты сборов за проезд молоковозы, скотовозы и прочую специализированную технику сельхозпроизводителей. В министерстве уже работают над этим. А представители профсоюзов предлагают рассмотреть возможность отмены необходимости уплаты транспортного налога для тех компаний, кто будет работать в системе взимания платы "Платон".
"Диалог на все эти темы вести надо", - отметил в беседе с "РГ" замглавы Комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен. Однако, по его мнению, рассматривать вопрос отмены транспортного налога можно не ранее чем в 2017 году. Эта тема давно обсуждается, напомнил депутат, поскольку налог не соответствует принципу: пользователь платит. Но отмена его в ближайшее время поставит под вопрос наполнение дорожных фондов, особенно региональных. В субъектах только 18 процентов от необходимых средств (по нормативам) идут на ремонт и содержание дорог.
"Надо посмотреть, что покажут итоги года эксплуатации системы "Платон", а потом принимать решение. Один день не показатель", - резюмирует депутат. В свою очередь, директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина опасается, что на фоне сообщений об увеличении стоимости перевозок участники продовольственной цепочки могут необоснованно задрать цены на продукты. И за этим тоже надо следить.