Новости

17.11.2015 00:40
Рубрика: Экономика

Примерка в Сети

Традиционный ретейл ищет место в Интернете
Электронный ретейл является одним из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики. Его представители семимильными шагами догоняют своих европейских коллег, заимствуя готовые технологические решения. И в скором будущем интернет-шопинг может оказаться для потребителей привлекательнее, чем покупки в обычных магазинах.

"В ближайшие 3-4 года объемы электронной коммерции в России удвоятся", - заявил Илья Юрьев, заместитель генерального директора представительства SAP в России и СНГ на SME Summit SAP во Франкфурте. Этому способствует ряд факторов. Во-первых, традиционный ретейл активно переходит в электронный формат. Во-вторых, растет число покупателей, которые доверяют электронной коммерции. Они купили что-то в Интернете, им понравилось, и они готовы продолжать шопинг. По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), половина онлайн-покупателей (49%) довольны совершенными в Интернете покупками, еще 42% в целом удовлетворены. Недовольных таким видом шопинга всего 6%.

Не стоит недооценивать и такой фактор, как доступность интернет-соединения. "Интерес потребителей к товарам и услугам в Интернете также может возрастать за счет общего большего вовлечения в активное пользование мобильным Интернетом, на что, среди прочего, влияет развитие точек общего доступа в метро и общественных местах", - говорит Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС.

Илья Юрьев считает, что со временем традиционные магазины станут скорее роскошью - местом, где люди встречаются, отдыхают и вместе покупают вещи. Основной же объем действительно необходимых покупок уйдет в Интернет. "Я не думаю, что мы когда-то полностью уйдем от формата магазинов, шоу-румов, - говорит Юрьев. - Магазин - это эмоции, дополнительная социализация. Но места, куда люди просто приходят за покупками, постепенно уйдут с рынка примерно через 10-15 лет".

Все больше предпринимателей хотят иметь возможность продавать свой товар как офлайн, так и онлайн. "Сейчас много компаний, у которых наработаны продуктовые компетенции, которые неплохо умеют торговать и представлять продукт, но чаще всего в офлайне, - отмечает Сергей Федоринов, генеральный директор компании "Юлмарт". -Они, естественно, хотят зайти в онлайн, потому что сейчас именно эта область развивается". Но с развитием электронной коммерции игроки этого рынка приходят к выводу, что работа в Интернете в одиночку довольно затратна. "Компетенции дорогого стоят, чтобы на достаточном уровне наработать их, нужно большое количество денег либо большие сроки", - считает Сергей Федоринов. Наиболее эффективный способ донести свое предложение до потребителя - занять место на e-commerce платформе, которая позволяет не тратиться на свою электронную витрину, логистику, службу заказов. Примеры таких платформ всем нам хорошо знакомы, когда на одном сайте мы видим товары различных брендов, множества магазинов.

По словам Ильи Юрьева, сегодня технологии способны решить очень многие вопросы электронного ретейла: "Методики анализа покупок конкретного покупателя и предложения ему актуального списка товаров, построенного на основе его истории покупок, - уже реальность". Также возможно провести анализ чеков огромной ретейловой сети и определить наиболее покупаемые товары. "Чтобы посмотреть работу ретейловой сети за два года, нужно всего несколько секунд", - говорит Юрьев.

Драйверами электронной коммерции на ближайшие годы станут те направления торговли, которые уже активно развиваются сегодня - это продажа электроники, электронных книг, билетов. Но основной рост эксперты ждут в продажах одежды, обуви, продуктов питания. Эти направления развивались не так быстро за счет консервативности покупателей, которая с каждым годом снижается. "Все больше людей доверяют тому, что они видят на картинке", - говорит Илья Юрьев.

Дополнительно повысить лояльность клиентов в этих сегментах могут технологии интернет-продаж, которые сегодня кажутся фантастическими для российского потребителя, но уже используются в других странах. "К примеру, в американских семьях по целому ряду продуктов питания есть автозаказ", - рассказывает Юрьев. С проблемой подбора обуви и одежды в Интернете научились справляться в Азии, там широкое распространение получило создание 3D-моделей. К примеру, модели стопы, которая позволяет увидеть, будет ли натирать обувь, как она сядет на ноге. Использование этой технологии позволяет значительно сократить количество отказов от заказанной на дом обуви. А 3D-модель покупателя покажет, садится ли платье по фигуре и как оно смотрится на будущей обладательнице на самом деле, а не на картинке с фотомоделью.

Инфографика: РГ / Антон Переплетчиков / Ирина Жандорова
Экономика Товары и цены Digital Интернет