Смелость города берет
На уровне Центрального округа событием года в области культуры сочли Первый фестиваль мела, который прошел в августе в Белгороде. Должно быть, более мощные и, с позволения сказать, более культурные мероприятия на премию не номинировались. Однодневный же "Белмелфест" вышел милым, но робким. Организаторы, решив обыграть образ мела как бренда города, пожалуй, побоялись "замахнуться" посильнее.
В числе художников, рисовавших 3D-картины на асфальте, были гости из ближнего зарубежья, среди зрителей преобладали мамы с малышней. Для сравнения, на I фестивале "Узорный хоровод" в белгородском Грайвороне (который также вышел в финал Russian Event Awards) машины и автобусы приезжих запрудили все "карманы", обочины и улицы вокруг места действия. Многие парковались за пределами городка.
Публике "Белмелфеста" предлагались нехитрые поделки из бисера и дерева, китайские игрушки, кофе с пирожными, самодеятельность средней руки. Не было специальных "приманок" и навигации для туристов. Хотя в тот же день в Белгороде шел фестиваль этномузыки, да и какие-никакие достопримечательности там имеются. В Грайвороне же гостей встречали россыпью листовок и буклетов о столице региона и ее окрестностях, рядами палаток с едой и сувенирами местного производства. Те, кто приехал заранее, могли попасть на бесплатные экскурсии по округе. Недаром эксперты премии признали праздник хоровода "лучшим событием для популяризации туризма" в России.
Диплом за значимость проекта в продвижении территории достался фестивалю фольклора и ремесел "Русь песенная, Русь мастеровая", который с 1992 года проводят в августе в ландшафтном парке Ломы Воронежской области. Заброшенный хутор в 240 километрах от столицы Черноземья, в чистом поле - мельница, плавучая хата, лес из качелей, каменные "бабы"… Вода в колонке, туалет за ширмой, "средства размещения" нужно привозить с собой. При столь простых условиях праздник устраивают грандиозный. Тысячи человек "облепляют" склон, чтобы посмотреть концерты народных коллективов, накупить всякой всячины (от произведений искусства до банальных магнитов), заночевать в степи и наплаваться в пруду. Для участников фестиваля теперь есть "гостиница" из вагонов, столовая и зал, где проходят мастер-классы.
Хороший масштаб и насыщенная программа отличают и выставку "Воронеж - город-сад" - ее региональные власти тоже рассматривают как крупное турсобытие. Но беда в том, что пространство, отведенное под экспозиции дизайнеров и флористов, не вмещает даже воронежцев. Звать группы приезжих - значит обрекать их на разочарование.
Прощание с иллюзиями
Какие основные ошибки допускают организаторы (как правило, власти)? Во-первых, они склонны считать туристически привлекательным почти любой фестиваль, где могут проявить себя местные мастера сцены и ремесленники.
- Регионы делают очень затратные события "для своих", что не дает притока денег в бюджет, - подчеркивает член правления АНО "Совет развития событийного туризма Самарской области" Владислав Дудка. - Какой экономический эффект получает территория от фестиваля хороводов?.. Вдобавок, о событиях дается мало информации во внешнюю среду. Я, например, ничего не знаю о воронежских фестивалях. А наш Грушинский в Москве уже забыли… Нет денег на раскрутку, хотя огромных сумм и не нужно - если мероприятие не притянуто за уши, чтобы освоить бюджет.
Эту позицию поддерживает председатель попечительского совета Russian Event Awards Геннадий Шаталов:
- Развлечь местных и привлечь чужих - разные цели, и им соответствует разная информационная политика. В рамках премии мы поддерживаем тех, кто грамотно вывел события за рамки сельского масштаба.
Характерный пример - гордость воронежцев, Платоновский фестиваль. Изначально планировалось, что он привлечет публику из Центральной России. Но вложиться в продвижение вне домашнего региона не получилось, и слава о форуме искусств расходится лишь по "сарафанному радио". Так что известные музыканты за рубежом могут о Платоновском знать (например, от коллег), а липчане или куряне - нет. На "Русь песенную, Русь мастеровую" охотно едут волгоградцы - им близко, а многие воронежцы о фестивале и не слышали.
Другая ошибка - делать ставку на "вечное", но пресное для современного горожанина наследие. Природный заповедник есть в каждом регионе, фольклором можно наслаждаться и не выходя из дома, памятники архитектуры везде примерно одинаковы… Не хватает понятной обывателю доминанты, как в тех же Ломах с ландшафтным парком. Где-то "хватаются" за особые обычаи или рецепты. Где-то предлагают яркую культурную программу - при определенном уровне достатка люди готовы ехать в Воронеж на "Джазовую провинцию", "Усадьбу Jazz" или Платоновский фестиваль, так как у них в городах подобных концертов и спектаклей не случается.
Типичны инфраструктурные просчеты: людей зовут туда, где нет гостиниц, точек общепита и указателей на дорогах. На месте события подчас экономят на туалетных кабинках. Воронежская "Ночь в Дивногорье", где оперные и балетные постановки показывали под открытым небом в степи, была очень популярна, но наплыв людей угрожал заповеднику, и проект пришлось временно свернуть.
Наконец, если событие организует независимая команда, проблемой нередко становится взаимодействие с чиновниками.
- Согласования с разными инстанциями у нас проходят в последний момент. Это невозможно выдержать психологически. Вот я позову на фестиваль экстремальных видов спорта в Тольятти музыкальные группы на гонорары с шестью нулями, а накануне чиновник скажет - не надо фестиваля. И все… - поясняет Владислав Дудка. - Хотя я не прошу грантов, сам привожу на "голый" полуостров туалеты, нанимаю медиков, охрану, спасателей. За три дня там проходит шесть тысяч человек. А власти дают трех полицейских… Многие регионы (например, Ярославская область) "покупают" события - через гранты, конкурсы, субсидии. А кто-то надеется своими силами обойтись.
Фунт изюминок
Парадокс, но некоторые организаторы "турсобытий" забывают про… турфирмы. Реклама дается в никуда, теряются на просторах Интернета специальные сайты и группы в соцсетях. Между тем агентства рады разнообразить привычные маршруты.
- Объем экскурсионной классики ограничен, а клиенты ездят с нами в среднем по 20-30 раз. Ищем элементы эксклюзива, например, в Туле везем не только в кремль, но и на молкомбинат с дегустацией, - рассказывает директор по развитию столичного туроператора "Магазин путешествий" Наталья Матвиенко. - Событие может стать изюминкой тура.
Так же рассуждает и директор по продажам агентства "Волга-тур" (Ярославль) Ольга Лобанова:
- Мы давно поняли, что если будем продавать поездки по Золотому кольцу, то окажемся песчинкой среди тысячи конкурентов. Придумали ночные туры: по сути, там все то же самое, но вечером обязательно посещение какого-то события.
В Смоленской области тренд поддержал департамент по культуре и туризму. Проект "Дорогами Катюши" объединил места, связанные с этим образом - песенным (Михаил Исаковский родился на Смоленщине) и военным (здесь грозное орудие впервые применили в бою).
- Мы разработали несколько маршрутов: городской, региональный, совместный с Белоруссией - и привязали к ним календарь событий, - делится опытом консультант департамента Элеонора Решетникова. - Местные агентства уже возили туристов "Дорогами Катюши", и идея, надеюсь, получит развитие.
Ольга Санаева, руководитель регионального совета Российского союза туриндустрии:
- У событийного туризма свои плюсы и минусы. Огромный минус в том, что это не всегда экономически выгодно. Вы год готовитесь, а результат непредсказуем. Вдобавок широкая реклама - это дорого и трудоемко. Да, яркие акции позволяют месту "зазвучать", но, чтобы закрепить его как объект туризма, нужно нечто большее. И еще надо находить правильные целевые группы. У Российского союза туриндустрии есть электронная газета, которая рассылается по турагентствам страны. Что вы думаете, органы власти, которые отвечают в регионах за туризм, строятся в очередь с новостями? Нет. Хотя для них публикация бесплатна.