Дело в том, что оформлять грузы в морских пунктах пропуска значительно сложнее, чем во всех других. В морском порту нет единого органа, который бы обладал всей информацией о грузе и судне. Часть сведений есть у капитана морского судна, часть - у получателя товара, часть - у грузоотправителя. Поэтому судовой агент должен собрать множество документов, отнести бумаги в различные контрольные органы. На это уходит немало времени.
Новый портал объединяет представителей Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Пограничной службы ФСБ России, импортеров товаров, судовых агентов, администрацию морских портов. Каждая сторона может выполнять свои функции в рамках комплекса программных средств (КПС). Стороны взаимодействуют с помощью электронных документов, подписанных электронной подписью. Технология применяется в отношении всех морских судов, кроме кораблей рыбопромыслового флота, которые работают в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.
Импортер загружает на портал "Морской порт" информацию о товаре (таможенный код, объем, вес), при необходимости прикрепляет электронные бумаги. К примеру, медицинскую декларацию и ветеринарный сертификат. Судовой агент заполняет информацию о судне (судовая роль, грузовые документы, список медицинских препаратов, содержащих наркотики, и так далее).
Администрация порта оформляет судозаход. Сотрудник таможенного поста принимает решение в рамках своих полномочий: разрешить выгрузку товара, провести досмотр с выходом на судно или запретить выгрузку. Представители Россельхознадзора и Роспотребнадзора изучают медицинские декларации и фитосанитарные сертификаты. Пограничник заранее смотрит судовую роль, состав экипажа.
То есть к тому моменту, когда судно заходит в порт, надзорные органы уже могут определиться с формой контроля. А операторы морских терминалов - спланировать, какие товары убрать в штабель, а какие подготовить к проверке. Все это позволит сократить время обработки при прибытии и убытии морских судов без ущерба для качества надзорных мероприятий.
Опытная эксплуатация портала "Морской порт" стартует в ноябре на восьми российских таможенных постах. В пилотную зону вошли два объекта, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. Это Усть-Лужский пост Кингисеппской таможни и пост Морской порт Калининград имени Хазова Калининградской областной таможни.
В Усть-Луге КПС уже пользуются четыре компании. В дальнейшем список организаций расширится. В частности, заинтересованность высказала администрация морского торгового порта. Как сообщили в Северо-Западном таможенном управлении, при работе в системе "Морской порт" таможенное оформление прибывающего судна при выгрузке 100 контейнеров удалось сократить в среднем до одного часа. При ручном вводе информации процедура длится до пяти часов, а иногда и дольше.
В Калининграде опытная эксплуатация комплекса программных средств стартует в ближайшее время. Пока же можно подвести итоги тестирования прототипа "Морского порта", которое стартовало в самом западном российском регионе в феврале прошлого года.
- С помощью прототипа портала таможенные инспекторы могли общаться со всеми государственными органами, причастными к оформлению морских грузов, - делится с корреспондентом "РГ" информацией начальник отделения по связям с общественностью Калининградской областной таможни Наталья Каданцева. - А участники ВЭД отправили в систему несколько сотен сообщений. Необходимо понимать, что прототип - это начальная версия портала "Морской порт", она со временем усовершенствовалась и превратилась в комплекс программных средств, с которым мы сейчас имеем дело. Загрузка информации в прототип портала не освобождала перевозчиков, грузополучателей, грузоотправителей и судовых агентов от бумажного документооборота. Опытная версия КПС делает нас еще на шаг ближе к обмену исключительно электронными документами. А также готовит участников ВЭД к предварительному информированию, которое рано или поздно станет обязательным для морского транспорта.
В процессе тестирования стороны обнаружили множество спорных моментов. К примеру, неясно было, что делать, если на судне находятся контейнеры нескольких импортеров, а некоторые получатели грузов не предоставили электронную информацию. Спорной показалась и статья Кодекса об административных правонарушениях "Незаконное перемещение товаров через таможенную границу". Согласно КоАП, ответственность за предоставление неверной информации полностью лежит на перевозчике.
- Однако теперь, когда к работе подключаются получатели грузов, ответственность, вероятно, следует как-то разделить, - считает генеральный директор крупного калининградского морского перевозчика Андрей Барков.
Замечания к работе портала, которые поступили в ФТС, ведомство учло при разработке новой версии КПС. Отзывы участников ВЭД об усовершенствованной версии "Морского порта" можно будет узнать через несколько месяцев.