Петрозаводские троллейбусы обесточили за долги

В Петрозаводске произошел очередной транспортный коллапс. Обесточили подстанцию, которая обеспечивала электричеством диспетчерскую троллейбусного маршрута №1 на улице Кемской. Причина - огромные долги. Городские власти в спешном порядке ищут пути выхода из критической ситуации. Один из вариантов, по их мнению, снизить тариф на электричество для троллейбусов.

Муниципальное предприятие "Городской транспорт" лихорадит уже целый год. Организация накапливает долги, а когда деньги совсем заканчиваются, обращается в мэрию, к депутатам Петросовета с просьбой об очередной субсидии. В этом году уже стоял вопрос о полном прекращении движения троллейбусов. Средств не было ни на что. Тогда депутаты выделили около 71 миллиона рублей в надежде, что "Городской транспорт" начнет выходить из кризиса.

Не получилось. Организация снова в долгах. Петросовет дал еще 12 миллионов. Однако эти средства не пошли на оплату электроэнергии, как планировалось, их тут же списали по исполнительным листам в Пенсионный фонд, перед которым также имелась задолженность.

В итоге энергоснабжающая компания отключила подстанцию, надеясь, что транспортники все же заплатят. Как сообщили в пресс-службе организации, общие невыплаты "Городского транспорта" - более пяти миллионов рублей, текущие - более трех. Но муниципальное предприятие так и не рассчиталось.

Есть опасение, что через какое-то время руководство предприятия снова обратится к депутатам с просьбой выделить деньги из бюджета

- Я думаю, причина в том числе и в стоимости проезда. За одну поездку берут 15 рублей, а буквально месяц назад было и того меньше - десять. Это очень маленькая сумма, - говорит экономист Валерий Никонов. - Поэтому есть опасение, что через какое-то время руководство предприятия снова обратится к депутатам с просьбой выделить

деньги из бюджета на свою производственную деятельность. Проезд по такой цене, как мне кажется, нерентабелен, поэтому организация опять попадет в долговую кабалу.

Администрация Петрозаводска считает по-другому. Чиновники не единожды заявляли, что утверждение цены в 10, а потом и 15 рублей за одну поездку увеличивает число пассажиров и прибыль. Отпуск же цены на проезд в троллейбусах сразу приведет к повышению цены в маршрутных автобусах.

Пока в мэрии опасались этого, проезд в маршрутках вырос с 20 до 22 рублей. И нужно сказать, что частный транспорт пустым не ходит, пассажиры не скапливаются на остановках в ожидании более дешевых троллейбусов. Все как обычно.

Городские чиновники уверены, что ежегодных субсидий из муниципального бюджета недостаточно для экономически устойчивой деятельности предприятия, сохранения низких цен на билеты, обновления и модернизации подвижного состава. Расходы на содержание постоянно растут, и это отражается на финансовом состоянии "Городского транспорта". Так, если в 2012 году за электроэнергию заплатили 43,5 миллиона рублей (14,7 процента от общей суммы затрат предприятия на троллейбусные перевозки), то в 2014 году - 56,7 миллиона (18,7 процента). А за первый квартал нынешнего года затраты уже превысили 20 процентов.

- Поэтому мы обратились в карельский парламент с законодательной инициативой снизить тарифы на электроэнергию для троллейбусов, - сказала глава Петрозаводска Галина Ширшина.

По мнению депутата Петросовета Павла Сандберга, о будущем муниципального предприятия нельзя говорить без обсуждения общей политики в сфере общественного транспорта. А ее, как считает Сандберг, нет.

- Необходимо сначала разработать современную маршрутную сеть, чтобы исключить в том числе дублируемые частными перевозчиками маршруты. Продумать эффективные схемы социальных льгот и скидок, тарифную политику, опять же с участием частных транспортных компаний. Должен быть единый подход к цене, качеству услуги, к расписанию. Этим и обязаны заниматься городские чиновники, - уверен депутат.

Что касается ограничения подачи электричества, то в последний момент администрация нашла 18 миллионов рублей. "Городскому транспорту" предоставят очередную бюджетную субсидию на погашение долгов и бесперебойную работу троллейбусов. "Рогатые" пошли по своему маршруту. Правда, никто не берется комментировать: будут ли эти деньги списаны за электричество или пойдут по другим счетам, как скоро мэрия снова начнет в аварийном режиме спасать муниципальное предприятие?

Руководитель "Городского транспорта" Максим Луньков направил в прокуратуру Петрозаводска и в УФАС Карелии обращение с просьбой проверить законность действий энергоснабжающей организации в связи с отключением от электроэнергии подстанции, питающей линию троллейбусного маршрута №1.

Кстати

Администрация Петрозаводска провела конкурсный отбор по регулярным перевозкам на новом маршруте N 9. Участники комиссии остановили свой выбор на предприятии, которое предложило самую низкую стоимость проезда.

Согласно условиям договора, который в ближайшее время будет подписан, цена билета в течение пяти месяцев составит... восемь рублей. На сегодняшний день это самая низкая цена поездки в городском общественном транспорте.