Некоторые СМИ выбирают другой путь и пытаются выжить за счет объединения. Одним из последних ярких примеров стало слияние крупного ростовского новостного ресурса и известного печатного издания. На этом фоне интернет-сообщество всколыхнула новость об открытии "Яндексом" информагентства без журналистов. Встревожились и сотрудники редакций. Но, как выясняется, речь идет не о замене редеющих СМИ роботизированными программами, а скорее о создании нового сервиса, облегчающего журналистскую работу.
- Каждый день журналисты просят наших аналитиков рассказать о том, как интернет-аудитория воспринимает те или иные явления. Например, нас просят сообщить о влиянии первого снега на дорожный трафик или о реакции интернет-пользователей на колебания курсов валюты. Мы решили, что можем автоматизировать процесс передачи этих данных. В ноябре открывается прототип информационного агентства будущего - специальная лента для СМИ и медиа с регулярными поставками данных. На первом этапе агентство будет представлять информацию о ситуации на дорогах, погоде и о поисковых интересах в запросах интернет-пользователей. Причем сообщения для информационной ленты станут готовить не журналисты, а автоматические алгоритмы, действующие на основе мониторинга и анализа данных. Сводка будет транслироваться в режиме реального времени и в разном формате: для телеканалов, радиостанций, информационных агентств, газет, журналов и сайтов. Но мы не планируем конкурировать с профессиональными редакциями. Мы не СМИ и не понимаем до конца потребностей редакций, - пояснил корреспонденту "РГ" региональный представитель "Яндекс" по югу и Поволжью Дмитрий Горчаков.
Для работы программ будут использоваться алгоритмы ранжирования и лингвистические технологии, которые позволят представлять конечный продукт в виде связного текста. При этом в компании подчеркивают, что яндексовские роботы не станут заниматься рерайтом журналистских текстов. Также сообщается, что в обозримом будущем даже самые совершенные автоматизированные роботы не смогут выполнять функции живых сотрудников редакции.
- Пока это возможно, только если речь идет о мониторинге информации на основе большого массива данных и лишь по некоторым темам. Мы не считаем, что автоматизация в сфере журналистики способна заменить живого человека, - признает Дмитрий Горчаков.
Между тем эксперты утверждают, что традиционные массмедиа переживают системные изменения, которые еще нужно до конца осмыслить и к которым предстоит приспособиться. Так, по мнению специалистов, на стабильные рекламные доходы сейчас могут рассчитывать лишь издания, входящие в тор-5 или в лучшем случае в топ-10. Из остальных реклама вымывается, и некогда прибыльные газеты закрываются одна за другой.
В новых условиях средствам массовой информации приходится конкурировать за рекламу и аудиторию с интернетом. А СМИ, которые создали свои сетевые ресурсы, вступили в жестокую борьбу не только с другими сайтами, но с еще более опасным противником, соцсетями. При этом выяснилось, что механический перенос рекламы с газетной полосы в интернет-пространство не работает, на подавляющем большинстве ресурсов не удается достичь нужной глубины просмотра. К тому же СМИ утрачивают контроль над аудиторией и не всегда могут привлечь ее даже профессионально подготовленным эксклюзивом.
- Если говорить утрированно, то раньше СМИ чувствовали себя уверенно: мол, мы напишем свой текст - вы прочтете и никуда не денетесь, потому что ничего другого читать не получится, - говорит издатель и завкафедрой новых медиа журфака МГУ Иван Засурский. - Теперь же многие редакции, особенно в интернет-пространстве, напоминают диджея на дискотеке. Кто-то к ним заходит, кто-то уходит, кто-то их "слушает", а кто-то - нет. И нужна по-настоящему хорошая "музыка", чтобы люди начали "танцевать". Просто крики "Танцуют все!" уже не помогут. Еще одна тенденция, позволяющая сравнить работу современных журналистов и диджеев, заключается в том, что зачастую СМИ не пишут свою "музыку", а создают миксы из чужой. Они учатся плавать в море контента, встраивая его в свой профессиональный продукт и тем самым оживляя публикуемые материалы.
По его мнению, вместо роботов редакторскую и журналистскую работу может хотя бы частично выполнять сама аудитория СМИ. Некоторые телекомпании уже выплачивают гонорар за сюжеты, снятые на мобильные телефоны и присылаемые зрителями. Теоретически подобная схема взаимодействия возможна и для газет, особенно тех из них, которые ушли в интернет. Так, например, при помощи соцсетей можно выявлять наиболее обсуждаемые темы. Соответствующие технологии, позволяющие полуавтоматизировать журналистику, уже получили название "вирусный редактор".
Эксперты также предлагают использовать в качестве публикаций выдержки из блогов или комментарии пользователей, которые зачастую читать интереснее, чем сами журналистские материалы. Правда, в этом случае могут возникнуть претензии по поводу нарушения авторских прав. Конечно, цитирование в определенных объемах со ссылкой не запрещено, но как обойтись без собственного контента для формирования текста сверх этих объемов? Сторонники использования блогосферы говорят об особой мотивации интернет-сообщества, члены которого пишут не ради денег, а ради возможности высказаться и донести свои мысли до максимально широкой аудитории. Но и среди блогеров может найтись юридически подкованный "отщепенец", который в один прекрасный момент решит, что деньги все же важнее славы, и попытается использовать пусть и отстающие от практики, но никем пока не отмененные законы в своих интересах. Это может привести к судебному разбирательству с неопределенными перспективами. Но самое главное, постоянная зависимость от блогеров-внештатников и отсутствие регулярно поставляемого собственного контента может в итоге привести интернет-редакцию к утрате функций СМИ и превратить ее в обычный сайт.