Идея установления уголовной ответственности за неуплату страховых взносов не нова для отечественного правопорядка. Так, в Уголовном кодексе РФ до 2003 года предусматривалась ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации. Однако законодатель был вынужден исключить данную норму в связи с реформой налогового законодательства (тогда был введен единый социальный налог, полностью заменивший систему социальных взносов).
В 2010 году законодательство о социальных выплатах было "развернуто на 180 градусов": единый социальный налог отменен, взамен была восстановлена система социальных взносов. При этом об уголовно-правовом аспекте ответственности за неуплату этих взносов законодатель благополучно "забыл".
Первыми о необходимости дополнения УК высказались в Министерстве юстиции РФ еще в середине 2013 года. Однако тогда чиновники не смогли подготовить завершенный проект закона, сильно увязнув в обсуждении деталей с правительством и бизнесом.
Вместе с тем уже в последние месяцы в связи с ухудшившейся экономической обстановкой в стране государство вынуждено идти по пути максимизации фискальных поступлений и "латания дыр". В этом плане удручающе выглядели данные Пенсионного фонда РФ: около 8 тыс. организаций с 2012 по 2014 гг. уклонялись от уплаты страховых взносов. Общий объем "недостачи" составил почти 100 млрд руб. В условиях санкционной блокады и нестабильных цен на нефть такие показатели выглядели неприемлемо, что и подстегнуло чиновников из минюста внести свой вклад в укрепление федерального бюджета.
В первую очередь предлагается внести изменения в ст. 199.2 УК РФ ("Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов"), дополнив объективную сторону этого состава преступления ссылкой на уклонение от уплаты социальных взносов. Помимо этого предлагается скорректировать санкцию, предусмотренную указанной статьей, повысив минимальные и максимальные размеры штрафа с 200 - 500 тыс. до 500 тыс. - 2 млн руб. соответственно, а также повысить максимальный срок лишения свободы с 5 до 7 лет.
Законодательной инициативой также предусмотрено дополнение УК РФ двумя новыми составами: уклонение от уплаты в государственные внебюджетные фонды страховых взносов страхователя - физического лица (ст. 199.3) и взносов с организации (ст. 199.4).
Для физических лиц (как индивидуальных предпринимателей, так и других плательщиков без статуса ИП) размер наказания не превысит 200 тыс. руб. и 360 часов обязательных работ. За те же нарушения, совершенные в крупном размере, максимальный размер штрафа составит 300 тыс. руб., при этом предлагается установить санкцию в виде лишения свободы сроком до 1 года.
Крупным ущербом будет считаться сумма страховых взносов, превышающая 600 тыс. руб. в пределах трех финансовых лет, если доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от суммы, подлежащей уплате, либо сумма, превышающая 1,8 млн руб. в пределах трех лет. Особо крупный ущерб - более 3 млн руб. в пределах трех лет, если доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% от суммы, подлежащей уплате, либо более 9 млн руб.
В случае если то же самое деяние будет совершено плательщиком-организацией в крупном размере, то могут быть назначены штрафы размером до 300 тыс. руб. и лишение свободы сроком до 1 года. Квалифицирующими составами станут совершение правонарушения в особо крупном размере или в составе группы лиц: в таком случае размер штрафа может вырасти до 500 тыс. руб., а срок лишения свободы до 4 лет.
Под крупным ущербом, причиненным бюджету организацией, будет пониматься сумма страховых взносов свыше 2 млн руб. в пределах трех финансовых лет подряд, если доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от суммы, которую требовалось заплатить, либо сумма, превышающая 6 млн руб. в пределах трех лет. Особо крупный ущерб - более 10 млн руб. в пределах трех лет подряд, если доля неуплаченных страховых взносов больше 20% от того, что требовалось заплатить, либо более 30 млн руб.
Законопроектом предусмотрено небольшое послабление: лицо, совершившее преступление впервые и возместившее государству недоимку, пени и штраф в полном объеме, подлежит освобождению от уголовной ответственности. Таким образом, под риск уголовной ответственности подпадут неплательщики-граждане (в первую очередь ИП) и ответственные работники юрлиц-нарушителей.
Проект закона предусматривает внесение изменений в процессуальное законодательство. Уголовные дела по новым составам будут возбуждаться по аналогии с налоговыми преступлениями - следователь уведомляет налоговый орган о выявлении нарушения, на ответ им отводится 30 дней, после чего следователь самостоятельно принимает решение о возбуждении уголовного дела. Однако такое решение может быть принято и до получения ответа из фискальных органов.
Реакция бизнеса на законопроект варьируется в диапазоне от нейтральной к осторожной. С одной стороны, для добросовестных плательщиков социальных взносов ровным счетом никаких последствий не предвидится (законопроект не предусматривает изменение, бюрократизацию, усложнение порядка уплаты взносов, а также увеличение их размеров). С другой стороны, подготовка законопроекта совпала с предложением группы депутатов усилить административную ответственность за налоговые правонарушения, что может свидетельствовать о формировании общего тренда в развитии законодательства. Данное обстоятельство уже с большей опаской воспринимается бизнесом.
В условиях, когда перспективы законопроекта ясны не до конца, бизнесу все же следует при наличии задолженности перед государством по уплате социальных взносов на протяжении по крайней мере последних трех финансовых лет добровольно погасить такую задолженность для минимизации возможных рисков со стороны правоохранительных органов. В любом случае бизнес-сообществу необходимо понимать, что в сложившейся экономической обстановке государство будет нуждаться в пополнении бюджета из всех законных источников, в связи с чем власти будут и дальше принимать жесткие меры по обеспечению надлежащего исполнения фискальных обязательств со стороны налогоплательщиков.