17.11.2015 22:05
    Поделиться

    Пригород Брюсселя оказался "базой" исполнителей терактов в Париже

    Чем дальше спецслужбы и полиция продвигаются в расследовании ноябрьских терактов, потрясших парижан и Францию в целом, тем отчетливее становится бельгийский след в этой трагедии. А если конкретно, то он имеет вполне конкретную географическую привязку.

    Это эмигрантский пригород Брюсселя Моленбек, что расположен всего лишь в нескольких километрах от штаб-квартиры Евросоюза. Именно там обитали на постоянной или временной основе многие террористы и их вдохновители, принесшие Парижу смерть в ноябре.

    Организатором кровавого побоища, как сейчас выяснили французские сотрудники антитеррора, был 27-летний бельгиец Абдельхамид Абауд, ныне один из самых активных боевых командиров группировки "Исламское государство", запрещенной в России. Как оказалось, он координировал по телефону подготовку налета на французскую столицу.

    И незадолго до того, как группа убийц-камикадзе выехала из Брюсселя в Париж, давал последние наставления. Абауд большую часть своей жизни провел в Моленбеке, но несколько лет тому назад перебрался в Сирию и встал под черные знамена "ИГ", получив псевдоним Абу Омар аль-Бальджики (Абу Омар Бельгиец). В январе сразу после расстрела редакции сатирического журнала в Париже он попытался, находясь в Греции, устроить кровавую резню в городе Вивьер, но тогда не получилось, а двое вооруженных джихадистов были убиты в перестрелке с полицией.

    Если Абауд был сценаристом терактов, то их режиссером и главарем команды убийц стал единственный оставшийся в живых 26-летний Салах Абдельсалам, также обитатель Моленбека, которого сейчас разыскивает полиция всех европейских стран. Его брат Ибрагим, взорвавший пояс шахида на парижском бульваре Вальтер, до недавних пор управлял баром "Ле Бегин" все в том же Моленбеке. Его закрыли в начале ноября за распространение наркотиков, но, судя по всему, это заведение служило своего рода штабом для радикально настроенных боевиков, и там они обговаривали детали предстоящей кровавой акции в Париже.

    Кстати, еще один террорист 20-летний Билал Хадфи, подорвавший себя рядом со стадионом Stade de France, жил неподалеку от них в соседнем брюссельском пригороде Недеровер-Хембек. Заметим, что братья Абдельсалам и Хадфи имели французское гражданство, как и еще один идентифицированный террорист 28-летний Сами Амимур. Следователи предполагают, что этот радикал, еще в 2013 году обосновавшийся в сирийских районах, находящихся под пятой "ИГ", смог затесаться в толпы беженцев и таким образом добраться до Бельгии.И все-таки почему Моленбек, мало чем привлекательный пригород Брюсселя, разместившийся на шести квадратных километрах, превратился в рассадник терроризма? С этим вопросом "Российская газета" обратилась к директору Европейского стратегического центра разведки и безопасности Клоду Монике, который долгие годы живет и работает в Бельгии и знает этот пригород со всеми его проблемами как свои пять пальцев.

    Клод Монике: Знаете, я удивляюсь, когда какой-либо теракт в Европе так или иначе не связан с этим пригородом. Там, начиная с 50-х годов прошлого столетия, селились выходцы из стран Северной Африки. Коренные бельгийцы постепенно перемещались в другие районы. Люд, мягко говоря, небогатый, масса проблем у молодежи, среди которой две трети безработные. Они - благотворная среда для экстремистской пропаганды. Другая проблема заключается в том, что в Моленбеке на протяжении десятилетий формировалась подпольная экономика: наркотрафик, торговля оружием, угнанными автомобилями. А мы знаем, что многие джихадисты - это преступники в прошлом.

    И еще одни немаловажный факт. Лет двадцать с лишним назад Моленбек выбрали в качестве своей опорной базы ряд пустивших корни в Европе деятелей радикальной версии ислама - салафизма. Они были связаны с аль-Каидой и другими террористическими группировками. Кого-то после арестовали, а кто-то бежал за рубеж, но посеянные ими ядовитые семена до сих пор дают опаснейшие всходы. Их идеи сейчас реализуют главари "ИГ" как на Ближнем Востоке, так и в других районах мира. Все это вместе взятое привело к тому, что Моленбек стал своего рода осиным гнездом, базой терроризма в Бельгии, да и Европы в целом.

    Местные власти не вмешивались в жизнь этих сообществ, чтобы хоть в каком-то виде сохранить некое подобие социального мира и иметь возможность быть переизбранными на новый срок. Не занимались проблемой. А что касается центрального правительства, полиции, судебных инстанций, то они предпринимали определенные шаги, время от времени кого-то задерживали, но на то, что активной обработке подвергалась молодежь, которую призывали на джихад против неверных, долгое время не обращали внимания.

    Между тем

    Спецслужбы Бельгии в ходе проведенных в последние три дня зачисток в Моленбеке арестовали двух пособников Салаха Абдельсалама, которые приезжали вечером 13 ноября в Париж, чтобы вывезти главаря банды в Брюссель.

    Их имена - Хамза Атту и Мохаммед Амри. Их также подозревают в изготовлении взрывчатки и поясов шахидов для парижских терактов. На их квартирах в Моленбеке обнаружены следы взрывчатых веществ, а также патроны калибров, соответствующих тем, что использовали убийцы 129 человек в Париже.

    В Италии создали "антивзрывной" чехол для багажа

    На Апеннинах разработали специальный чехол для багажа, который будет использоваться в багажном отделении и позволит нейтрализовать спрятанную в нем бомбу.

    Авторами этого изобретения под названием fly bag ("летающая сумка") стала генуэзская компания, которая давно зарекомендовала себя на рынке инновационного производства. Чехол, напоминающий по форме тент, создан из специального "гибрида", состоящего из текстильной ткани и композиционного материала, что делает его устойчивым к ударным и тепловым волнам, возникающим в результате взрыва. По словам создателей этого уникального приспособления, fly bag способен защитить багаж от бомбы, спрятанной среди вещей.

    Разработанный ранее прототип этого чехла был слишком тяжелым и жестким. В отличие от него "антивзрывной" чехол нового поколения отличается небывалой гибкостью, имеет довольно легкий вес и выпускается сразу в трех модификациях: для лайнеров с узким фюзеляжем (к примеру, Airbus A 320, который используется для внутренних рейсов); для багажного отделения самолетов с широким фюзеляжем (Boeing 747, совершающим межконтинентальные полеты; и для пассажирского салона, где хранится ручная кладь.

    Подготовила Нива Миракян, Рим

    Поделиться