В Петербурге реставрацию "степной бабы" отложили до капремонта

Фотографии "степной бабы", в которую после некачественной реставрации превратилась печальная нимфа с фасада доходного дома Бадаева, облетели Интернет. Виновных вряд ли найдут, барельеф появился на фасаде еще в 1980-е. Но обратили на него внимание только сейчас - выяснилось, что раньше просто не было техники, которая могла бы показать скульптуры во всей красе, а как должно было выглядеть здание, особо не задумывались, ведь архитектурные детали множества исторических домов никем никогда централизованно не фиксировались.

Несмотря на то что Петербург - город с удивительной архитектурой и знаковые здания в исторических районах находятся буквально на каждом шагу, ни горожане, ни реставраторы не могут доподлинно сказать, сколько в Северной столицы барельефов, малых архитектурных форм и в каком состоянии они находятся.

До революции архитекторы зачастую относились к своим творениям весьма скромно. Доходный дом сдавался, заселялся, а барельефы, его украшающие, воспринимались как естественный довесок - все так делали. В Великую Отечественную войну многие дома в историческом центре были полностью разрушены. Треть жилья в послевоенном Ленинграде 27 нуждалась в восстановлении или капитальном ремонте. Первая масштабная реставрация жилых зданий на Невском проспекте была в 1950 году. Над восстановлением знаковых зданий трудились скульпторы, художники, историки, реставраторы. Жилые дома - бывшие доходные - приводились в порядок так называемым хозяйственным способом, то есть силами работников ЖЭКа. Согласно официальному заключению КГИОП, доходный дом Бадаева в 1980-е годы еще не считался памятником архитектуры, поэтому лицо нимфы восстанавливали непрофессионалы.

К такому объяснению градозащитники отнеслись с долей скепсиса. Как рассказал корреспонденту "РГ" активист общественной организации "Живой город" Дмитрий Литвинов, градозащитники призвали к ответу городской комитет по охране памятников.

По словам Литвинова, изображения скульптур, взбудоражившие Интернет, не являются изображениями "до" и "после" реставрации - это два разных барельефа с двух стен здания, одно со стороны улицы Жуковского, где реставрации не было, другое - со стороны улицы Восстания, где ремонт все-таки произвели. Примерно две трети здания отремонтировали в 2013 году, именно тогда рабочие и заметили, что барельефы, мягко говоря, сильно отличаются, но трогать скульптуру не стали, а просто покрасили сверху.

- Самое ужасное, что мы не можем конкретно сказать, в какой момент и после чего вторая нимфа была сделана наспех и изуродована, - пояснил Литвинов. - С земли этого просто не увидеть без специальной оптики, поэтому, когда фото появилось в Интернете, это и привлекло внимание к зданию. Более того, получается, что власти были в курсе такой ситуации, однако ничего не предпринимали, чтобы привести скульптуру в подобающий вид. У каждого здания-памятника есть список охранных элементов, они должны быть зафиксированы на фото, находиться на особом контроле, особенно после ремонтных манипуляций.

После того как фотографии неудачной реставрации превратились в мем и дело получило широкий общественный резонанс, чиновники КГИОП пообещали, что к работам привлекут профессиональных скульпторов, которые сделают все "как было". Правда, восстанавливать барельеф начнут не прямо сейчас и даже не на следующий год, а лишь когда придет пора капремонта здания.

- Вопрос не только в том, что ремонта приходится долго ждать и катастрофически не хватает средств. Суммы на капитальный ремонт рассчитываются одинаковым способом как для хрущевок, так и для зданий XIX века, - считает профессор кафедры ТОЭС инженерно-строительного факультета СПбГПУ, член научно-технического совета Жилищного комитета Петербурга Сергей Старцев.

В Союзе реставраторов Петербурга отмечают, что современные технологии позволяют воссоздать облик памятника, даже если оригинал разрушен, с помощью 3D-принтера. Но есть проблема, разрешить которую не помогут никакие деньги.

- На снимках есть далеко не все здания города, - говорит официальный представитель Союза реставраторов Петербурга Наталья Ловецкая. - Поэтому мы обратились к петербуржцам с просьбой присылать в наш союз старинные и современные фотографии исторических зданий по адресу: soyuz.spb@mail.ru.

Мнение

Алексей Ковалев, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга:

- Ключевая проблема в том, что в законодательстве четко не прописано, как должен проводиться ремонт жилых зданий-памятников. Для Петербурга это актуально, у нас свыше трех тысяч таких домов. Сейчас здания ремонтируются за счет фонда капремонта, и средства эти очень ограниченны. Второй момент - ремонт во всех зданиях - объектах культурного наследия должен проводиться после согласования проекта с КГИОП, и исполнителем может быть только фирма с соответствующей аккредитацией. Система сложная, и иногда от нее отходят, тем более что ответственность за нарушение внешнего вида фасадов совсем невелика. Поэтому я не исключаю вариантов, что при ремонте исторических зданий могут искажаться не только барельефы, но и быть некрасиво уложена черепица, установлены диссонирующие металлоконструкции. Подобные проблемы есть не только в Петербурге. В Тверской области в местное законодательство включили положение, что ремонт зданий-памятников может осуществляться в рамках программы капремонта. Юристы петербургского парламента не сочли нужным вводить аналогичное положение. Поэтому я считаю, что стоит внести такую строку в Жилищный кодекс России, ведь, если мы не будем грамотно ремонтировать дома-памятники, через пару десятков лет мы рискуем их и вовсе потерять.