Сэкономить вагон времени
Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года в качестве пилотного участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) выбрана трасса Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань, протяженность которой превысит 700 километров. Предполагается, что именно на этом участке дороги поезда будут курсировать на предельной скорости - 400 километров в час, что позволит сократить время в пути от Москвы до Казани с 14 часов до 3,5.
В июне этого года подписан договор о проведении инженерных изысканий, разработке проекта планировки и межевания земель, а также подготовке проектной документации, которая выполняется с участием железнодорожной корпорации из КНР. В планах - завершить подготовительные работы и провести необходимую госэкспертизу уже к ноябрю следующего года.
Согласно консервативному варианту на реализацию данного проекта потребуется не менее пяти лет. При этом в Казани решено не объявлять конечную станцию, а продлить высокоскоростное сообщение до Екатеринбурга, а затем и до Челябинска. После чего поезд последует в Астану (Казахстан), Урумчи и Пекин (КНР).
На территории Уральского федерального округа на маршруте высокоскоростного поезда будет пять станций: Екатеринбург, аэропорт Кольцово, Касли, Челябинск, аэропорт Баландино. В дополнение ускоренный региональный поезд станет останавливаться в Сысерти, Снежинске, Кыштыме и Аргаяше. Такой маршрут вблизи южноуральских закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) - Снежинска и Озерска - необходим в связи с созданием в них с 2016 года территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где разместятся новые высокотехнологичные производства. Открытый статус таких территорий, в отличие от режимных объектов атомных городов, требует наличия развитой транспортной инфраструктуры.
В Каслях планируется разместить мультимодальный пересадочный узел. В совокупности все это будет работать на сближение двух промышленных регионов, расстояние между которыми удастся преодолевать вдвое быстрее. Сегодня на дорогу от Екатеринбурга до Челябинска (211 километров) уходит не менее трех часов на автомобильном транспорте и более четырех - на железнодорожном. После реализации проекта ВСМ экономия времени составит минимум 50-55 процентов, а если сравнивать с электричкой - около 77.
По самым оптимистичным оценкам, путь между областными центрами займет всего час. Более того, магистраль соединит два международных аэропорта - Кольцово (Екатеринбург) и Баландино (Челябинск), обеспечив стыковку двух видов транспорта. Хотя, по мнению некоторых экспертов, для авиакомпаний наличие ВСМ как раз чревато потерей части пассажиропотока. В целом ожидается, что услугами скоростных поездов будут пользоваться как минимум 2,7 миллиона человек в год.
По пути концессии
В качестве финансовой схемы реализации проекта предлагается один из наиболее распространенных механизмов государственно-частного партнерства - заключение концессионного соглашения сроком на 25 лет. Учитывается и тот момент, что привлекать частный капитал придется в строительство дорогостоящего инфраструктурного объекта, что ранее являлось прерогативой государства. Поэтому для частных инвесторов предусмотрели налоговые преференции (обнуление региональной части налога на прибыль) и облегчили доступ к заемным средствам (стоимость проектного займа для них составит 15 процентов, а облигационного - не более 10). Предполагается, что при вхождении в проект в распоряжении концессионера должно быть порядка 20 процентов средств собственных и 80 - заемных.
Традиционная схема реализации концессионных соглашений предполагает последующую передачу объектов строительства на баланс государства. Не исключено, что и в данном случае правила игры сохранятся, а значит, через 25 лет инфраструктурные объекты, которые построят с привлечением частного капитала, придется отдать. С точки зрения госбезопасности и обеспечения надежности перевозок железнодорожным транспортом это вполне оправданно и логично, но о развитии бизнеса речи уже не идет. Учитывая длительный срок строительства ВСМ, частный инвестор поторопится окупить затраты до момента передачи объектов государству. Но будет ли возможность лоббировать свои интересы и установить рентабельную плату за проезд - большой вопрос. Тем более что в сфере пассажирских перевозок есть льготы для отдельных категорий граждан, а это также не может не сказаться на доходности бизнеса.
Понятно, речь не идет об участии в проекте одного инвестора, скорее всего, это будет сразу несколько крупных компаний, возможно, с зарубежной пропиской и капиталом.
- Согласно расчетам по капиталоемкому сценарию проект привлечет порядка 165 миллиардов рублей инвестиций, - говорит заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. - К 2030 году это может обеспечить суммарный прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей на сумму свыше триллиона рублей.
По информации Федерального центра проектного финансирования ВЭБ, который в данном случае осуществляет экспертную оценку, суммарный экономический эффект от реализации проекта ВСМ для Челябинской и Свердловской области достигнет 218 миллиардов рублей на горизонте 10 лет. К этому моменту в бюджет Челябинской области поступит порядка 80 миллиардов рублей, в свердловскую казну - свыше 100 миллиардов. Помимо этого прогнозируется эффект в виде улучшения экологической обстановки (сокращение объема выхлопов автотранспорта), он оценивается в 88 миллионов рублей.
Символический старт реализации проекта строительства ВСМ на Южном Урале уже дан: на уровне правительства Челябинской области сформирована рабочая группа, которая займется разработкой "дорожной карты". В этом документе планируется прописать не только ход работ и сроки их реализации, но и максимально полно отразить преимущества для инвесторов, чтобы инициировать приток частного капитала.
Также в ближайшее время в планах организовать хозяйственное партнерство, куда помимо Свердловской и Челябинской областей войдет Федеральный центр проектного финансирования. Как сообщили на технико-технологическом совете Южно-Уральской и Свердловской железных дорог, презентация комплексного обоснования масштабного проекта пройдет летом следующего года.
Лифт для инвестиций
Глобальным результатом строительства ВСМ на Урале может стать конурбация двух промышленных мегаполисов с равноправными центрами управления. В данном случае речь идет о формировании территориального объединения с населением свыше пяти миллионов человек - не чета проектам городских агломераций в Екатеринбурге и Челябинске. Впрочем, в перспективе они тоже могут войти в конурбацию.
По мнению экспертов, масштабная стройка уже на первом этапе оживит весь уральский промышленный комплекс. Для прокладки одного километра ВСМ в среднем необходимо 16 тысяч кубометров щебня, 15 тысяч тонн железобетонных изделий, 125 тонн металлоконструкций, 25 тонн рельсов. Скорее всего, это будет продукция местных предприятий, так как транспортировка издалека приведет к удорожанию проекта.
- Мы применили все необходимые технологические решения, реконструируя предприятие, для соответствия нашей продукции требованиям при строительстве ВСМ, - говорит гендиректор челябинского завода железобетонных изделий Александр Зейферт.
Участвовать в проекте готовы и многие другие предприятия Большого Урала.
По мнению экспертов, строительство ВСМ выгодно бизнесу не только с точки зрения заказов. Представитель экспертного экономического совета при Заксобрании Челябинской области Евгений Печерин убежден: состояние инфраструктуры есть один из главных факторов, формирующих "поле для игры" и создающих почву для конкурентоспособной промышленности.
- Необходимо очень серьезно присмотреться к проекту - возможно, это наш билет в будущее, шанс на экономическое процветание, - говорит он. - Будете ли вы более мобильны и продуктивны, если живете на последнем этаже небоскреба без лифта? И тут вдруг пустили лифт… Создание качественной транспортной инфраструктуры в Уральском регионе необходимо, если мы хотим, чтобы в нашей экономике появлялись и развивались глобально конкурентоспособные компании.