Региональный закон, согласно которому налог на имущество офисных и торговых центров будет рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости, принят еще в 2013 году. Документ предусматривал предельную налоговую ставку на 2014 год в размере одного процента, на 2015-й - 1,5, на 2016-й - два процента. Однако правительство Зауралья тогда взяло тайм-аут. Финансисты обосновали отсрочку тем, что необходимо составить и передать Федеральной налоговой службе перечень конкретных объектов, подпадающих под действие закона. По их расчетам, на составление полного и точного списка уйдет больше года. В результате вступление закона в силу отложили до 2016 года. И вот настало время "Ч". Перечень составлен и 1 октября опубликован на сайте областного департамента имущественных и земельных отношений. В него вошло более 2,7 тысячи объектов по всему региону. Закон о "кадастровом" налоге планируется принять на ноябрьском заседании областной Думы сразу в двух чтениях. Но теперь не спешить с ним и выслушать их предложения просят предприниматели.
По мнению бизнеса, кадастровая оценка объектов недвижимости не совсем адекватна и не отражает реальной цены зданий. В Далматово, например, рассказали предприниматели, стоимость двух рядом стоящих зданий может отличаться в несколько раз. Например, торговый центр площадью 985 квадратных метров оценили в 2,3 миллиона рублей, а соседнее здание почты площадью 768 квадратов - в 14,5 миллиона. К слову, построены они в одном году и выглядит торговый центр куда презентабельнее почты. Кроме того, далматовские предприниматели считают, что есть объекты, которые включены в реестр безосновательно, в то же время другие - например магазины крупных торговых сетей - в нем отсутствуют.
- До 2015 года практически все ИП и малые предприятия работали на режимах ЕНВД и УСН и пользовались льготой по налогу на имущество. С этого года таких льгот нет, что уже само по себе ухудшило финансовое положение бизнеса, - говорит председатель координационного совета по предпринимательству и малому бизнесу в Далматовском районе Елена Клемина. - К сожалению, не предусмотрено никаких льгот и ограничений при включении в перечень для объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база будет определяться исходя из кадастровой стоимости. Грубо говоря, всех решили стричь под одну гребенку: и большие сетевые магазины, и лавчонки в сельской местности, и общепит, и административно-хозяйственные объекты.
Больнее всего, по мнению предпринимателей, закон ударит по предприятиям общепита: как только кафе и закусочные начнут платить налог по кадастровой стоимости, многие сразу закроются: в райцентрах и селах они и так на грани выживания. Поэтому бизнес просит исключить общепит из реестра. Кроме того, предлагается вывести из-под налогообложения по кадастровой стоимости все расположенные в сельской местности объекты площадью менее 100 квадратных метров, а также административные здания организаций и крестьянско-фермерских хозяйств.
Есть и другие инициативы. Например, вводить ставки налога в регионе в зависимости от численности населения в селе или поселке. Все предложения будут рассмотрены на заседании областной комиссии, которая решает, какой объект включать в перечень.
С помощью "кадастрового" налога предполагалось пополнить бюджет. Однако финансисты сейчас не берутся точно сказать, вызовут ли нововведения существенный приток средств в казну. По словам первого заместителя начальника финуправления Константина Ермакова, анализ ситуации по 13 объектам показал довольно пеструю картину. Дело в том, что на размер налога влияет остаточная стоимость объекта: если она выше кадастровой, будет снижение платежа, если ниже - намечается рост. Налогоплательщики, которые находятся на спецрежимах, раньше вообще не платили такой налог, теперь же он может составить сотни тысяч рублей. Например, ресторан в центре Кургана платит единый налог на вмененный доход и сейчас налогом на имущество не облагается. Кадастровая стоимость здания - 13 миллионов рублей. Теперь за него придется платить налог по ставке два процента - более 260 тысяч рублей. А вот автосалон известной фирмы на окраине города с остаточной стоимостью 217 миллионов рублей сейчас платит налог на имущество в размере около 5 миллионов, кадастровая стоимость имущества - 15 миллионов рублей. Таким образом, в 2016 году фирма заплатит лишь 317 тысяч.
Между тем депутаты областной Думы настроены закон принять, а вот как быть с перечнем объектов и дифференциацией налоговых ставок, окончательно еще не решили.
Игорь Клепинин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области:
- В первую очередь закон ударит даже не по малому, а по микробизнесу. Поэтому предприниматели предлагают установить дифференцированные ставки в зависимости от площади объекта: до 500 квадратных метров вообще не облагать налогом, от 500 до 1000 - установить ставку 0,2, а свыше 1000 квадратов - два процента. Тем более что есть опыт других регионов и не надо изобретать велосипед. Например, в Свердловской области в перечень включены объекты площадью от 5000 квадратов, в Челябинской - от 2000, а в Тюменской области здания до 10 тысяч квадратов вообще не берутся во внимание.
Евгений Кафеев, председатель комитета по экономической политике Курганской областной Думы:
- Налог нужно вводить поэтапно. У нас есть на это пять лет. Начинать с минимальной ставки и каждый год ее повышать, чтобы не было шока, и любой бизнесмен заранее мог просчитать, сколько он будет платить. К тому же пока не урегулированы многие вопросы. Например, когда торговый центр принадлежит физическому лицу, сдающему объект в аренду. То есть имущество у человека есть, но он за него не платит. А если владелец - юридическое лицо, ему начисляется налог на имущество. Хотя физлицо тоже занимается предпринимательской деятельностью и получает прибыль.