Сам Шкрапкин назвал этот проект "продолжением мечты". В детстве он часто приезжал к бабушке в Задонский район, в это самое село Скорняково, и видел разрушающийся храм Михаила Архангела. Через несколько десятилетий вернулся сюда и отреставрировал святыню, а потом вспомнил - здесь же, совсем недалеко, была усадьба.
- Ее мы нашли в зарослях, среди мусора, и принялись наводить порядок, - рассказал Алексей Шкрапкин. - Теперь это туристический объект.
Собеседник подчеркнул, что заработать на этом - как и на восстановлении храма - даже в мыслях не было. Но чтобы хоть как-то компенсировать затраты на содержание усадьбы - ее превратили в туристический объект. И это оказалось интересно гостям. Теперь в Скорняково едут не только из Липецкой области. Туристам интересно не просто посмотреть на старинную усадьбу, но и пожить в тех же стенах, что и ее именитые владельцы.
- Мы предлагаем туристам особенный отдых, - рассказал Алексей Шкрапкин. - Например, устраиваем вечер классической музыки или романсов,чтобы передать атмосферу этого дома.
Предприниматель уверен: превращать усадебные комплексы в обычную базу отдыха с банями, привычной кухней или дискотеками - не стоит, и не только из уважения к истории подобных мест. Турист становится все разборчивее, и предлагать ему нужно нечто уникальное.
И хотя прогнозировать дальнейшие тенденции сложно, Шкрапкин уверен: история и культура российских усадеб позволит развивать туристическую отрасль в регионах, сделает их привлекательнее, в том числе и для иностранцев. Важно не только восстановить усадьбы, но и наполнить их новым содержанием - интересным для туристов. Для этого нужны, конечно, не только средства, но и законодательное регулирование.
- Считаю, что восстанавливать такие комплексы могут меценаты, люди, которые сами хотят этого, подвижники в некотором роде. Больших денег на этом не заработаешь, окупаемость реставрации составляет примерно 15 лет, - считает Алексей Шкрапкин. - Государство должно контролировать весь процесс и после выбирать так называемого управляющего для таких объектов. При этом, естественно, оговорить условия работы, чтобы культурное наследие не пострадало. Если управляющий начинает злоупотреблять своим положением, с ним нужно расторгать контракт, выбирать нового.
Шкрапкин уверен: только так можно сохранить уникальную усадебную культуру, которой сейчас уделяется не очень много внимания. Если же не сделать этого, то десятилетие спустя от старинных дворянских комплексов может не остаться и следа.