Он всячески инициировал внедрение в автомобильную технику электронно-механических устройств, причем не импортных, а отечественного производства. Так, к примеру, на "МАЗах" появились белорусские антиблокировочные системы тормозов. Возглавив Объединенный институт машиностроения НАНБ, Михаил Степанович активно ратовал за принятие и разработку под эгидой Союзного государства белорусско-российской научно-технической программы в области автомобильной электроники.
И вот 29 сентября на очередном заседании Совета Министров Союзного государства концепция такой программы под условным названием "Автоэлектроника" была принята. А в Минске в ОАО "Интеграл", микросхемы и другие электронные устройства которого широко используются в самых разных отраслях техники, прошло масштабное белорусско-российское совещание. Цель - дать старт конкретной работе. В нем участвовали представители министерств промышленности двух стран, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущих научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий.
В Министерстве промышленности Беларуси прокомментировали корреспонденту "СОЮЗа" итоги деловой встречи. Принята концепция дальнейшей работы. Конкретные исполнители тех или иных научно-технических тем будут определяться на конкурсной основе. С белорусской стороны подбор участников программы возложен на ОАО "Интеграл", с российской - на АО "НПП "Радар-ммс", известное высокотехнологичными разработками в транспортной сфере.
Какие же научно-технические задачи предполагается решить в ближайшие годы? Главное, предстоит по техническому уровню достичь паритета с западной автомобильной техникой, опираясь при этом на отечественные разработки и производство. То есть обеспечить масштабное импортозамещение в такой базовой отрасли, как автомобилестроение. Сейчас в Беларуси и России выпускается автотехника, соответствующая экологическому стандарту Евро-4, в то время как в Западной Европе - Евро-5 и 6. Нужно достичь этих показателей, используя свои узлы и агрегаты. В противном случае придется выкладывать сотни миллионов долларов за импортные. Соответственно, и работу получат зарубежные предприятия и фирмы. Говорить в таких условиях о высокой конкурентоспособности не придется. Да и технологическая зависимость от Запада нашим странам ни к чему.
Исходя из этого, в концепции союзной программы определены четыре основных направления совместного научно-технического поиска белорусских и российских ученых и специалистов, отметили в Институте проблем машиностроения НАНБ. Это системы управления движением автотранспортных средств, интеллектуальные системы обеспечения безопасности, системы управления электрооборудованием, системы сбора информации, датчики. Тематика согласована с ведущими научными центрами Беларуси и России: Национальной академией наук, Госкомитетом по науке и технологиям, министерствами транспорта и коммуникаций и другими ведомствами.
Определился и круг предприятий и организаций, намеревающихся участвовать в программе и воспользоваться ее результатами. С белорусской стороны это машиностроительные предприятия - минские автомобильный, моторный заводы, завод колесных тягачей, БЕЛАЗ, известный своей карьерной техникой, а также практически все предприятия по выпуску автокомпонентов, а их немало. С другой стороны, проявили активный интерес предприятия электронного профиля. Помимо "Интеграла" это ОАО "МПОВТ", холдинг "Горизонт" и его предприятия, витебский "Измеритель". С российской стороны компанию им составят такие гранды автопрома, как КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ.
Что получим в результате? Всего должно быть создано более 40 базовых промышленных технологий для разработки электронных компонентов систем управления и безопасности автомобиля. Это позволит нашим грузовикам успешно конкурировать с продукцией ведущих мировых фирм. И в то же время, поскольку инновационные компоненты начнут выпускать отечественные предприятия, появятся сотни тысяч новых рабочих мест.
Название - "Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения", шифр - "Автоэлектроника".
Период исполнения - 2015-2019 годы.
Государственный заказчик-координатор от Российской Федерации - министерство промышленности и торговли.
Государственный заказчик от Республики Беларусь - министерство промышленности.
Объем финансирования - свыше 2 миллиардов российских рублей (прогноз).