19.11.2015 13:58
    Поделиться

    Как сказался "монументальный" бум на Ярославле

    Не всякий монумент становится украшением города
    Ярославль в последнее время переживает настоящий "монументальный" бум: в его скверах и парках появилось множество новых памятников, памятных знаков, бюстов и скульптурных композиций. За последние два года их установлено больше, чем за предыдущие несколько десятков лет. Однако сказать, что город с тысячелетней историей от этого стал краше и самобытнее, почему-то не поворачивается язык.

    На чужом фундаменте

    Одно из последних сомнительных приобретений - бюст царя Александра Второго. Появился он в зоне ЮНЕСКО в конце октября - накануне 150-летия службы судебных приставов: региональное управление ФССП и его общественный совет пожелали увековечить таким образом память государя, который в свое время провел судебную реформу и создал институт судебных приставов.

    Спору нет - император достойный, хотя и продал Аляску Америке. Тем не менее, памятника ему в Ярославле никогда не было, в отличие от, например, близлежащего села Вятское или города Рыбинска, где благодарные потомки бывших крепостных крестьян на собранные народом деньги в начале XX века установили бюст и памятник, оба - работы Александра Опекушина, автора самого известного памятника Пушкину в Москве. В Вятском бюст Александра II восстановлен, в Рыбинске постамент бывшего царского памятника пока занимает Ленин в пальто и шапке, но вопрос о возвращении "хозяина" на место обсуждается в городе уже несколько лет.

    У ярославского бюста императора такого исторического фундамента нет. Да и реальный-то бетонный фундамент с черной гранитной плитой, где государь теперь стоит, готовился совсем для другого памятника, эскиз которого несколько лет назад выиграл конкурс как часть проекта по благоустройству сквера в Мукомольном переулке. В этом уютном уголке старого Ярославля, рядом с церквями Дмитрия Солунского и Похвалы Богородицы, должен был появиться памятный знак в честь предпринимателей-меценатов и благотворителей региона, которых, как оказалось, - великое множество.

    По словам автора проекта памятника меценатам, бывшего главного художника Ярославля, члена Союза архитекторов России Анатолия Мартынова, в сквере планировалось установить прорезной барельеф из бронзы, изображающий условную семью преуспевающего горожанина в стилистике фотографий или портретов XIX века. Чтобы бронзовая "семейная фотография" была видна со всех точек обзора, она задумана двусторонней. А на раме барельефа, по всему ее периметру, должны были разместиться 80 так называемых медальонов с именами благотворителей - найти самых достойных помогал департамент регионального развития, пославший запросы во все районные и городские администрации.

    Вышли в тираж

    Предполагалось, что памятный знак будет установлен на народные деньги. Но то ли благотворитель нынче мелковат, то ли сбор средств оказался плохо организован, только проект бронзовой фотографии семьи мецената "подзавис". А в самом конце минувшего октября Анатолий Мартынов с изумлением обнаружил, что на месте, подготовленном для барельефа, и даже со смонтированной под него подсветкой, стоит… бюст самодержца. Причем спиной к проезжей части улицы, то есть основному обзору. Новую достопримечательность "воткнули" и открыли настолько оперативно, что о событии не знали даже многие СМИ.

    И благо бы императорский бюст являл собой никем доселе не виданный шедевр, добавивший Ярославлю эксклюзивности. Увы, на месте уникального авторского памятника водрузили растиражированный экземпляр бюста Александра II производства скульптурной мастерской из Краснодарского края. Точно такие же стоят сегодня как минимум еще в четырех точках нашего Отечества: в Туле возле гостиницы "Императоръ" и три в Москве - у городского УФСИН, в гимназии № 1573 и в торгово-экономическом университете.

    Возле детской площадки в Заволжском районе города появился... противотанковый еж

    Изготовленный в принципе для использования на каких-то локальных территориях с целью патриотического воспитания (в учреждениях, школах, вузах, воинских частях) серийный железобетонный бюст, окрашенный под бронзу, в Ярославле вдруг оказался водружен в сквер в центре города, как нечто ценное в общегородском масштабе. При этом главная заслуга Александра II, благодаря которой в памяти народа он остался Освободителем (отмена крепостного права), в списке проведенных реформ на постаменте почему-то отсутствует…

    С видом на пляж

    Того же "конвейерного" происхождения - бюст создателя ВДВ, Героя Советского Союза, генерала армии Василия Маргелова, установленный у музея боевой славы по инициативе регионального отделения Союза десантников РФ. Его точных копий в городах России и Белоруссии - уже больше десятка. Кроме того, при всем уважении к этому легендарному человеку, отношения к Ярославлю он не имел никакого. В отличие, например, от уроженца здешних мест Бориса Шавырина, который создал все основные минометные системы Красной Армии накануне Великой Отечественной войны, тем самым внеся более чем существенный вклад в Победу. Но ему в Ярославле памятника нет и, судя по всему, не предвидится.

    Зато в год 70-летия Победы в лучших традициях ленинского плана монументальной пропаганды возле детской площадки с яркими горками в Заволжском районе города появился… противотанковый еж, а напротив Московского железнодорожного вокзала - зенитка. В охранной зоне храма Николы Мокрого и рядом с парком 1000-летия Ярославля - аллея славы военных финансистов со скульптурной композицией и бюстами семи героев (большинство из них к Ярославлю тоже отношения не имеют). Чуть раньше на Тверицкой набережной в нескольких метрах от городского пляжа была открыта аллея соловецких юнг - булыжник с мемориальной доской, якорем, бронзовой бескозыркой и стенды, рассказывающие о подвиге мальчишек "сороковых-роковых". Чуть поодаль - копия рубки подводной лодки "Ярославский комсомолец"… Самые частые посетители этих объектов - люди в плавках, купальниках и с бутылками пива в пляжный сезон.

    Наверное, единственный памятник последних лет, к которому нет претензий ни у горожан, ни у специалистов, - мемориал, посвященный погибшей в авиакатастрофе хоккейной команде "Локомотив". Несмотря на глубочайший трагизм ситуации, место, где он установлен, не стало "филиалом" кладбища. Предельно символичная композиция из 37 стилизованных клюшек с разных ракурсов напоминающая птицу и самолет, стала воплощением и боли, и надежды, и продолжающейся жизни одновременно. Но таким он получился потому, что проект выбирала не только специально созданная комиссия, но и сами жители города.

    Прямая речь

    Ольга Мазанова, член правления ярославской организации Союза архитекторов России:

    - Безусловно, необходимо помнить великих людей, героев и какие-то важные исторические события, но если речь идет о памятниках, они должны устанавливаться грамотно с градостроительной точки зрения. То есть с учетом окружающей архитектурной среды, масштаба зданий, существующего зонирования, чтобы, например, мемориальная зона не соседствовала с зоной отдыха. И конечно, в таком древнем городе, как Ярославль, памятники должны быть эксклюзивными. "Многотиражные" бюсты - это несолидно и несерьезно. В Ярославле необходимо срочно принимать "Положение об объектах монументального искусства" и обязательно выносить проекты памятников на градостроительный совет, состоящий из архитекторов-профессионалов.

    Давид Бараташвили, и.о. директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии Ярославля:

    - На местном уровне отсутствуют нормативно-правовые акты по вопросам установки объектов монументального искусства. Памятники сооружаются в соответствии с общими правилами, прописанными в градостроительном и земельном законодательстве. Для обсуждения вопросов установки памятных знаков мэрия привлекает городскую межведомственную комиссию по топонимике. Однако это лишь совещательный орган, его решения носят рекомендательный характер, и он рассматривает вопросы об установке памятников только по обращениям граждан или организаций, желающих их установить. В частности, комиссия поддержала инициативу по установке памятника Александру II без определения конкретного места установки, но вопрос о размещении на Которосльной набережной аллеи военных финансистов не рассматривала. Для недопущения необоснованного размещения памятников мэрия, муниципалитет и городская общественная палата считают, что этот вопрос должен быть урегулирован муниципальными правовыми актами. В частности, путем отнесения объектов монументального искусства к условно-разрешенным видам использования земельного участка, для которого требуется получение разрешения после проведения публичных слушаний.

    Игорь Гаврилов, председатель комиссии по культуре общественной палаты Ярославской области:

    - То, что сейчас происходит в городе, я бы назвал бюстоманией. Город портится, превращается в кладбище. Там, где устанавливаются бюсты, нет захоронений, но укладываются венки,  цветы, создается соответствующая атмосфера. Из-за этого теперь фактически испорчена площадка перед парком 1000-летия Ярославля, потому что этот парк создавался как территория праздника, отдыха, а как теперь там проводить праздничные  мероприятия, если мы стоим спиной к бюстам военных финансистов - героев войны? На мой взгляд,  это несанкционированная установка памятников, потому что санкционированная  должна пройти некую законодательную процедуру, а так как процедуры нет, получилось, что кто первый урвал - тот и прав.  С бюстом  Александра II получилась просто некрасивая история - его установили на фундаменте,  приготовленном для другого памятника, очень нужного городу, потому что именно благодаря меценатам  XVII - XIX веков Ярославль сегодня обладает таким богатым историко-культурным наследием.  То есть у горожан изначально зародили неуважение к бюсту, поставленному на его месте.

    Поделиться