10 из 15
Напомним, новый проект генерального плана развития Симферополя разрабатывало омское ООО "Институт территориального планирования "Град". Комиссия по подготовке этого фундаментального документа работает с июля и после обсуждения решила увеличить площадь города на 5000 гектаров за счет окружающих его пустырей. Рабочая группа рассмотрела 15 предложенных на выбор участков и остановилась на 10 из них на территории Молодежненского, Трудовского, Мирновского и Укромновского поссоветов. Они не входят в границы поселений, в основном находятся в собственности республики, но есть и участки сельскохозяйственного назначения, целевое использование которых теперь надо изменить.
Желательно принять документ до новогодних праздников. Прежде всего потому, что Симферопольский район также приступает к разработке своего генплана, и одни и те же земли не должны попасть в оба документа. Во-вторых, с 1 января часть земель под федеральными объектами перейдет в федеральную собственность, и тогда потребуется согласование на уровне Москвы, а это дополнительное время. Проектировщики считают, что уложиться в оставшиеся дни все же реально.
- Для каждого шага обсуждения генплана разработан план, - говорит генеральный директор ассоциации компаний "Град" Анна Береговских. - Если все будут работать слаженно, то до Нового года мы успеем провести общественные слушания и выйти на утверждение проекта.
Иерусалим с Монмартром
Статистика помогла выяснить, что суточная миграция в Симферополе составляет около 16 тысяч человек. А по показателю плотности населения столица КФО вообще впереди всех соседей.
- В Симферополе запредельно высокая плотность проживания, - отмечает архитектор института "Град" Ирина Ступанева. - На гектар здесь приходится 320 человек. Для сравнения, в таких же по численности Краснодаре и Ростове плотность населения - 250 и 150 человек на гектар соответственно.
Отмечая высокую плотность застройки, проектировщики все же отдают предпочтение одно- и двухэтажным домам, которые и в будущем будут доминировать в жилищном строительстве.
- Мы исходим из того, что многоквартирное жилье все же не так комфортно, и считаем, что индивидуальная застройка предпочтительнее, - говорит архитектор. - Привлечь специалистов в Симферополь и Крым можно, предоставляя им участки под строительство жилых домов.
Кроме того, проект генплана предусматривает создание 10-15 новых библиотек, семи-девяти молодежных центров, двух хирургических центров. Более чем двукратно должно вырасти число мест в детских садах: если сегодня в 56 дошкольных учреждениях Симферополя 10000 мест, то к 2025 году их должно быть на 13000 больше. На одном из присоединяемых участков в районе Трудового предполагается построить мусоросортировочный цех, а в глубине Симферопольского района - завод по переработке ТКО. Полигон в Каменке закроют.
Одной из проблем остаются городские кладбища. "Абдал" планируется закрыть для захоронений, а новое место погребения вынести за городскую черту. Интересно, что проектировщики предусмотрели для Симферополя место под кладбище домашних животных и даже крематорий для них, а вот кремации усопших людей в городе так и не будет.
Старый город Ак-мечеть сносить не планируется, во всяком случае, весь. Туда хотят привлечь инвесторов и восстановить
аутентичную среду по примеру "Малого Иерусалима" в Евпатории. Архитекторы видят эту часть города восточным Монмартром.
- Там могут быть небольшие кофейни, выставочные залы, гончарные и кузнечные мастерские, - говорит Ирина Ступанева.
Проект предусматривает минимум четыре деловых центра. Один из них планируется разместить на месте бывшей промзоны в районе улицы Крылова. Другой - на пересечении улиц Балаклавской и Севастопольской, еще один - на пересечении Евпаторийского шоссе и объездной. Самый большой сити-центр будет в районе нового терминального комплекса аэропорта. Сюда планируется вынести логистические комплексы, транспортные развязки, новый железнодорожный узел для приема транзитных пассажиров, следующих к морю. Нынешний вокзал Симферополя, по замыслу архитекторов, останется исключительно для самих горожан. Для города приоритетным, как и прежде, будет электротранспорт. Со временем к троллейбусам может добавиться монорельс или какие-то его модификации.
Узкое место
Пожалуй, именно транспортная проблема сегодня остается самым узким местом проекта нового генплана города и уже вызывает бурные споры. Весь проект разработан таким образом, чтобы разделить транспортные потоки непосредственно симферопольцев и транзитных пассажиров на пути к курортам. Учитывая, что с окончанием строительства терминала аэропорта и транспортного перехода через Керченский пролив их численность многократно возрастет, эта идея кажется разумной.
Но освобождая город от транспортного потока, архитекторы отправляют часть автомобилей в узкое горлышко Добровской долины в Симферопольском районе, против чего горячо возражают ее жители. На 16 километрах здесь располагаются семь поселков, разрезанных четырехполосной трассой надвое, и всего три пешеходных перехода. По пути на работу и домой люди часто перебегают дорогу, попадая под машины. Обустройство обычных пешеходных переходов проблему не решит, поскольку снизит скорость движения или вовсе его парализует. По выходным здесь и так частенько образуются многокилометровые пробки. А строительство подземных или надземных переходов экономически затратное. Выход один, считают в долине: нужно проектировать новую скоростную трассу в обход поселков.
Александр Билык, главный архитектор Симферопольского района:
- Жаль, что Симферополь и район разрабатывают свои генеральные планы не синхронно. Город уже заканчивает работу, а нам это еще предстоит. Две трети пассажиров аэропорта едут к морю. Следует подумать о судьбе сел на ялтинской трассе. Надо предусмотреть, чтобы из аэропорта удобно было выехать по всем направлениям - и на ЮБК и в сторону Евпатории. Сейчас магистраль запускается в жилую застройку Добровской долины. Расширять дорогу там невозможно, а при нынешней ее ширине и увеличении пассажиропотока транспорт будет стоять в пробках от самого Симферополя до Перевального.
Олег Кирпичено, председатель Добровского поссовета:
- У нас вся дорога в поминальных венках и цветах. Бывает, дети идут в школу, и их сбивают на трассе. Машины несутся по долине со скоростью 120 километров в час. Мы просим ГИБДД ставить посты. Но тогда водители сбрасывают скорость, и образуется пробка на всю долину. Сейчас договорились установить видеонаблюдение, что хоть как-то стимулирует водителей снижать скорость до 70 километров. А представьте, что будет, когда этот транспортный поток многократно возрастет. Считаю, надо уже на данном этапе запланировать альтернативную дорогу. Если этого не сделать сейчас, мы еще лет 10 ее не увидим.