К Симферополю "прирежут" 5000 гектаров на северо-западе и востоке

Проект генерального плана Симферополя перешел в стадию общественных слушаний. Уже известно, какие земли присоединятся к крымской столице в первую очередь, где расположатся бизнес-центры, сколько нужно построить новых библиотек и молодежных клубов. Общественность и эксперты прогнозируют, что сложнее всего будет решить транспортную проблему города.

10 из 15

Напомним, новый проект генерального плана развития Симферополя разрабатывало омское ООО "Институт территориального планирования "Град". Комиссия по подготовке этого фундаментального документа работает с июля и после обсуждения решила увеличить площадь города на 5000 гектаров за счет окружающих его пустырей. Рабочая группа рассмотрела 15 предложенных на выбор участков и остановилась на 10 из них на территории Молодежненского, Трудовского, Мирновского и Укромновского поссоветов. Они не входят в границы поселений, в основном находятся в собственности республики, но есть и участки сельскохозяйственного назначения, целевое использование которых теперь надо изменить.

Желательно принять документ до новогодних праздников. Прежде всего потому, что Симферопольский район также приступает к разработке своего генплана, и одни и те же земли не должны попасть в оба документа. Во-вторых, с 1 января часть земель под федеральными объектами перейдет в федеральную собственность, и тогда потребуется согласование на уровне Москвы, а это дополнительное время. Проектировщики считают, что уложиться в оставшиеся дни все же реально.

- Для каждого шага обсуждения генплана разработан план, - говорит генеральный директор ассоциации компаний "Град" Анна Береговских. - Если все будут работать слаженно, то до Нового года мы успеем провести общественные слушания и выйти на утверждение проекта.

Иерусалим с Монмартром

Статистика помогла выяснить, что суточная миграция в Симферополе составляет около 16 тысяч человек. А по показателю плотности населения столица КФО вообще впереди всех соседей.

- В Симферополе запредельно высокая плотность проживания, - отмечает архитектор института "Град" Ирина Ступанева. - На гектар здесь приходится 320 человек. Для сравнения, в таких же по численности Краснодаре и Ростове плотность населения - 250 и 150 человек на гектар соответственно.

Отмечая высокую плотность застройки, проектировщики все же отдают предпочтение одно- и двухэтажным домам, которые и в будущем будут доминировать в жилищном строительстве.

- Мы исходим из того, что многоквартирное жилье все же не так комфортно, и считаем, что индивидуальная застройка предпочтительнее, - говорит архитектор. - Привлечь специалистов в Симферополь и Крым можно, предоставляя им участки под строительство жилых домов.

Кроме того, проект генплана предусматривает создание 10-15 новых библиотек, семи-девяти молодежных центров, двух хирургических центров. Более чем двукратно должно вырасти число мест в детских садах: если сегодня в 56 дошкольных учреждениях Симферополя 10000 мест, то к 2025 году их должно быть на 13000 больше. На одном из присоединяемых участков в районе Трудового предполагается построить мусоросортировочный цех, а в глубине Симферопольского района - завод по переработке ТКО. Полигон в Каменке закроют.

Одной из проблем остаются городские кладбища. "Абдал" планируется закрыть для захоронений, а новое место погребения вынести за городскую черту. Интересно, что проектировщики предусмотрели для Симферополя место под кладбище домашних животных и даже крематорий для них, а вот кремации усопших людей в городе так и не будет.

Старый город Ак-мечеть сносить не планируется, во всяком случае, весь. Туда хотят привлечь инвесторов и восстановить

аутентичную среду по примеру "Малого Иерусалима" в Евпатории. Архитекторы видят эту часть города восточным Монмартром.

- Там могут быть небольшие кофейни, выставочные залы, гончарные и кузнечные мастерские, - говорит Ирина Ступанева.

Проект предусматривает минимум четыре деловых центра. Один из них планируется разместить на месте бывшей промзоны в районе улицы Крылова. Другой - на пересечении улиц Балаклавской и Севастопольской, еще один - на пересечении Евпаторийского шоссе и объездной. Самый большой сити-центр будет в районе нового терминального комплекса аэропорта. Сюда планируется вынести логистические комплексы, транспортные развязки, новый железнодорожный узел для приема транзитных пассажиров, следующих к морю. Нынешний вокзал Симферополя, по замыслу архитекторов, останется исключительно для самих горожан. Для города приоритетным, как и прежде, будет электротранспорт. Со временем к троллейбусам может добавиться монорельс или какие-то его модификации.

Узкое место

Пожалуй, именно транспортная проблема сегодня остается самым узким местом проекта нового генплана города и уже вызывает бурные споры. Весь проект разработан таким образом, чтобы разделить транспортные потоки непосредственно симферопольцев и транзитных пассажиров на пути к курортам. Учитывая, что с окончанием строительства терминала аэропорта и транспортного перехода через Керченский пролив их численность многократно возрастет, эта идея кажется разумной.

Но освобождая город от транспортного потока, архитекторы отправляют часть автомобилей в узкое горлышко Добровской долины в Симферопольском районе, против чего горячо возражают ее жители. На 16 километрах здесь располагаются семь поселков, разрезанных четырехполосной трассой надвое, и всего три пешеходных перехода. По пути на работу и домой люди часто перебегают дорогу, попадая под машины. Обустройство обычных пешеходных переходов проблему не решит, поскольку снизит скорость движения или вовсе его парализует. По выходным здесь и так частенько образуются многокилометровые пробки. А строительство подземных или надземных переходов экономически затратное. Выход один, считают в долине: нужно проектировать новую скоростную трассу в обход поселков.

Комментарии

Александр Билык, главный архитектор Симферопольского района:

- Жаль, что Симферополь и район разрабатывают свои генеральные планы не синхронно. Город уже заканчивает работу, а нам это еще предстоит. Две трети пассажиров аэропорта едут к морю. Следует подумать о судьбе сел на ялтинской трассе. Надо предусмотреть, чтобы из аэропорта удобно было выехать по всем направлениям - и на ЮБК и в сторону Евпатории. Сейчас магистраль запускается в жилую застройку Добровской долины. Расширять дорогу там невозможно, а при нынешней ее ширине и увеличении пассажиропотока транспорт будет стоять в пробках от самого Симферополя до Перевального.

Олег Кирпичено, председатель Добровского поссовета:

- У нас вся дорога в поминальных венках и цветах. Бывает, дети идут в школу, и их сбивают на трассе. Машины несутся по долине со скоростью 120 километров в час. Мы просим ГИБДД ставить посты. Но тогда водители сбрасывают скорость, и образуется пробка на всю долину. Сейчас договорились установить видеонаблюдение, что хоть как-то стимулирует водителей снижать скорость до 70 километров. А представьте, что будет, когда этот транспортный поток многократно возрастет. Считаю, надо уже на данном этапе запланировать альтернативную дорогу. Если этого не сделать сейчас, мы еще лет 10 ее не увидим.