Голливудская версия не превзошла аргентинский оригинал
Убийца, однако, остается безнаказанным, хотя его имя быстро становится известно. Преступник - стукач полиции в мечети, при которой функционирует ячейка террористического подполья. Боссы полиции отмазывают негодяя, который после этого бесследно исчезает. И вот 13 лет спустя Рэй, давно уволившийся из спецслужб, приходит к ставшей окружным прокурором Клер и сообщает, что нашел убийцу.
В 2010 году фильм аргентинца Хуана Хосе Кампанельи "Тайна в их глазах" обскакал на "Оскаре" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" фаворита - "Белую ленту" Ханеке. Задним числом победа "Тайны..." не кажется удивительной. Это абсолютно "оскаровское" кино: старомодное, драматично-историческое. Там пожилой детектив спустя 25 лет пытается наказать преступника, который вышел из тюрьмы благодаря связям с пришедшей к власти Исабель Перон. То есть "Тайна в их глазах" еще и высказывание о нравах, царивших в стране во времена правления Антикоммунистического альянса. Были в фильме и крутые кинематографические вещи - сцена погони на стадионе, снятая одним планом; мощный финальный твист. Все это позволило опусу Кампанельи стать редким неанглоязычным фильмом, который искренне полюбили в США.
Тем интереснее понять, зачем Голливуду делать ремейк и без того популярного фильма? Заранее интриговало то, что сценаристам пришлось серьезно менять многие акценты из-за разницы американских и аргентинских реалий - в США не было диктатуры, которая оправдывала маньяков за лояльность режиму. Эту коллизию авторы американской "Тайны..." решили блестяще - 2002-й год и тема терактов в ремейке совершенно неслучайны. Новая "Тайна.." в том числе и о том, как выросла роль спецслужб после 11 сентября, когда нация в обмен на безопасность пожертвовала частью своих прав. Авторы фильма задаются вопросом - не было ли это сделкой с дьяволом? Можно ли жертвовать одной жизнью, чтобы в будущем спасти десятки других?
Латиноамериканские картины принято упрекать в мелодраматичности - традиция создания "мыльных опер" влияет и на большое кино. Аргентинская "Тайна..." была сентиментальной, но ремейк в этом смысле заметно ее превзошел. Крен в сторону слезоточивости обусловлен центральной интригой - убита не просто какая-то девушка, а дочь главной героини. Ремейк делает заявку на самостоятельность, целиком сосредотачиваясь на исследовании частного горя.
Отвергает американский фильм и откровенно маскулинную природу оригинала - там всем заправляли суровые мужчины, здесь правят бал персонажи Джулии Робертс и Николь Кидман. Именно в женских глазах тут кроется пресловутая тайна фильма, которая ставит перед зрителем еще одну - главную - дилемму. Допустимо ли вершить правосудие собственными руками? Смерть - достаточное наказание для убийцы? И вот тут в эффектном финале вдруг вырисовывается любопытный для Америки посыл о том, не слишком ли гуманна смертная казнь для людей, совершивших тяжкие преступления. Не страшнее ли вечное заключение в одиночной камере, почти гарантированно сулящее одичание и потерю человеческого облика?
На зрителя, который не видел картину Кампанельи, финал ремейка наверняка подействует как удар обухом по голове - это действительно сногсшибательный сюжетный перевертыш, стоящий предыдущих двух часов действия вместе взятых. И если при всей симпатии американскую "Тайну..." сложно считать произведением, превзошедшим первоисточник, то ни в коем случае нельзя игнорировать ее основное достоинство - заставлять зрителя переживать сильные эмоции, не прибегая к совсем уж манипулятивным методам.
3.5