По данным международной статистики, около 25 процентов всех детей в мире являются одаренными. При этом 2-3 процента детей обладают выдающимися способностями. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, считают специалисты, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые.
В 2012 году президент утвердил концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Ее основные задачи: создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи; поддержка лучших учителей и образовательных учреждений и распространение передовых методов обучения; а также - поддержка образовательных учреждений для детей, проявивших выдающиеся способности.
Новое постановление правительства дает ответ на вопрос: как воспитатели и учителя должны выявлять одаренных детей.
Согласно установленному правительством порядку, основными способами выявления одаренных детей являются олимпиады школьников, а также всевозможные интеллектуальные и творческие конкурсы. Перечень таких мероприятий ежегодно до 1 июня утверждает Министерство образования и науки и публикует на своем интернет-сайте. По итогам конкурсов и олимпиад информацию о победителях и призерах этих мероприятий их организаторы будут направлять в образовательные учреждения, где они учатся, а также в организацию, ответственную за ведение реестра одаренных детей.
Организация, ответственная за ведение реестра, согласно документу, анализирует поступившие данные, готовит предложения для школ по корректировке учебных программ для детей, которые нуждаются в углубленном изучении того или иного предмета, а также участвует в разработке типовых программ развития таких детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Постановление предусматривает и основные виды поддержки одаренных детей. Среди них: индивидуальная работа с такими детьми, направленная на развитие их талантов, профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве по окончании обучения, а также - психолого-педагогическое сопровождение.