Трудное нерудное
Новыми обстоятельствами обрастает уголовное дело, возбужденное Следственным управлением СК РФ по Воронежской области по факту вывода прибыли с некогда крупнейшего в России комбината по производству нерудной продукции - ОАО "Павловскгранит".
Не рассчитывая на то, что возбужденное более 3 лет назад уголовное дело будет доведено до конца, лидер профсоюзной организации Вера Бохан обратилась к руководству Следственного комитета РФ с просьбой "обеспечить объективность расследования уголовного дела и не допустить возможности виновным лицам за счет административного или иного ресурса избежать ответственности за совершенное преступление".
Еще в 90-е годы сотрудники комбината получили акции в период акционирования предприятия. Предполагалось, что ценные бумаги позволят получать дивиденды от деятельности предприятия, либо доход в случае их продажи. В реальности же миноритарные акционеры ОАО оказались обманутыми, не получив в итоге ничего. В профсоюзе уверены, что к этому привели злоупотребления со стороны экс-депутата Воронежской областной думы Сергея Пойманова, ранее владевшего предприятием.
Отжать и выжать
История эта берет свое начало в августе 2008 года, когда Сергей Пойманов получил в Сбербанке кредит в размере 5,1 млрд рублей, направив полученные средства не на нужды предприятия, а на выкуп контрольного пакета акций у своего партнера по бизнесу с целью получения единоличного контроля над предприятием. При этом поручителем по собственным обязательствам Сергей Пойманов сделал ОАО "Павловскгранит".
В феврале 2010 года должник перестал обслуживать кредит, в связи с чем Сбербанк предъявил многомиллиардные претензии к предприятию.
Позднее выяснилось, что еще до того, как произошла просрочка по кредиту Пойманов вывел с предприятия прибыль через цепочку подконтрольных ему компаний, после чего "выжатое" предприятие утратило финансовую возможность производить выплаты по кредиту, в то время как сам экс-депутат продолжал получать сверхприбыли от деятельности ОАО "Павловскгранит". Это не могло остаться без внимания следственных органов, и уже в апреле 2012 года Следственный комитет по Воронежской области возбудил уголовное дело по факту реализации по заниженной стоимости продукции предприятия.
В рамках расследования было установлено, что в период, когда комбинат находился под контролем Пойманова, бывший депутат, а по совместительству бизнесмен, отпускал продукцию предприятия на 30-40 процентов дешевле рыночной стоимости, реализуя ее через цепочку подставных компаний и получая на выходе не облагаемую налогами прибыль. Установленный следствием размер ущерба, причиненного акционерам предприятия, его кредиторам и бюджету Российской Федерации только за 7 месяцев 2011 года превысил 1 млрд рублей.
Кроме того, в ходе расследования дела были получены показания бывшего генерального директора предприятия, который подтвердил следствию причастность Пойманова к совершенному преступлению.
Несмотря на это, расследование уголовного дела неоднократно приостанавливалось, а после и вовсе было изъято из следственного управления по Воронежской области и передано в Центральный аппарат Следственного комитета РФ. В мае 2015 года расследование уголовного дела возобновили.
Закатать дело в бетон
Казалось бы, теперь-то уж точно опытные столичные следователи разберутся в нюансах дела и установят виновника. Однако, возобновив расследование уголовного дела, следователь Скирденко вместо того, чтобы устанавливать и опрашивать руководителей подконтрольных Сергею Пойманову компаний, через которые выводились денежные средства с ОАО "Павловскгранит", принялся выяснять обстоятельства, касающиеся обращения взыскания на акции предприятия, ранее заложенные Сергеем Поймановым в обеспечение кредитных обязательств. Тут стоит напомнить, что именно эта процедура была предметом расследования целой кипы уголовных дел, которые ранее возбуждали по заявлениям самого Сергея Пойманова. Почему-то следователя Скирденко не остановил тот факт, что правосудие уже признало законность действий кредитора. И вместо того, чтобы расследовать преступную деятельность Пойманова, он стал заниматься выяснением обстоятельств, не относящимся к предмету расследования. И, конечно же, в первую очередь, следствие сразу же заинтересовалось теми персонами, с кем у Пойманова были личные счеты.
Вообще в этом деле много удивительных вещей, не укладывающихся в представления о законности. Так, например, совсем недавно в СМИ появились документы, недавно изъятые следователем Скирденко в рамках расследуемого им дела. По сути, в интересах экс-депутата были разглашены сведения, составляющие тайну следствия.
Не менее странным может показаться и то, что одни и те же лица осуществляют оперативное сопровождение расследования уголовных дел - как возбужденных по заявлениям Пойманова в отношении его конкурентов, так и возбужденных в отношении преступной деятельности самого экс-депутата...
Еще одна странность связана с уголовным делом, возбужденным в отношении экс-депутата по факту реализации имущества ООО "Павловскгранит-Бетон" по заниженной стоимости, расследованием которого занимается Следственный комитет по Воронежской области. И здесь несмотря на наличие судебного решения, обязывающего следственные органы передать дело в суд до 1 сентября этого года, до настоящего момента материалы уголовного дела в суд не поступили.
При таких обстоятельствах обращение руководителя профсоюзной организации к главе Следственного комитета не кажется странным: речь идет о расследовании уголовных дел, затрагивающих интересы хоть и бывшего, но по-прежнему обладающего административным ресурсом депутата...