Новости

20.11.2015 00:01
Рубрика: Культура

Людмила Петрушевская отметит творческий юбилей

Кабаре Нуар Петрушевская, Театр Маяковского, 23 ноября

В Театре Маяковского будет шумно - туда заглянет развеселое кабаре Людмилы Петрушевской с программой "50 лет на сцене и за пишущей машинкой". Живой классик русской литературы, прозаик, драматург, мультипликатор, поэт, художник и певица ровно 50 лет назад написала свой первый рассказ. Правда, впервые напечатали автора гораздо позже - в 1972-м в журнале "Аврора" вышел рассказ "Через поля", а дальше - тишина, автор числилась в списке запрещенных. Как признается писательница, ее прадед, который "был персонажем Серебряного века", в детстве почему-то запрещал ей читать, а сама она мечтала стать оперной певицей. Теперь Людмила Стефановна выходит на сцену, только не на оперную - поет песни собственного сочинения, - пусть ее за это многие и ругают, запросто читает рэп и поражает своей неиссякаемой энергией. Журнал The New Yorker совсем недавно назвал Петрушевскую "современным Эдгаром По". О ее литературе можно говорить бесконечно долго - одновременно мрачная и притом сентиментальная проза затягивает, порабощает и всегда находит отклик. В жанре мистической новеллы ей не было равных и в 90-х годах, и нет равных до сих пор.

Концепцию праздничного вечера придумали режиссер Федор Павлов-Андреевич, сын писателя, ставший автором самого первого вечера-кабаре Петрушевской, художник Катя Бочавар и хореограф Дина Хусейн. Кабаре Петрушевской - это в первую очередь череда сменяющихся от песни к песне образов главной героини - от Эдит Пиаф и Марлен Дитрих до девочки-сиротки или старушки с ППШ. В ее репертуаре есть и "Мурка", написанная в Польше до войны, и рок-н-ролл начала пятидесятых годов Rock Around the Clock, итальянские, американские песни, фокстрот "Старушка не спеша дорожку перешла" из чикагского мюзикла 1930-х, а также бессмертные "О, кабаре!", "Лили Марлен", "Блю канари", "Дождь идет", "Шанз Элизе" и другие. Мастеру перевоплощения вторит с полуслова понимающий ее оркестр "Керосин", который импровизирует на ходу. Вихрь чувств, калейдоскоп шляпок, немного мрака и еще совсем немного ужаса и, кажется, что недовольных кабаре нет. Так бывает всякий раз, когда Петрушевская выходит к зрителю. Но на вечере в Театре Маяковского она будет не одна: в готическом кабаре примут участие популярные актеры Егор Бероев, Татьяна Васильева, Нонна Гришаева, Михаил Ефремов, Полина Кутепова, Юлия Рутберг, Евгений Стычкин, которые прочитают короткие новеллы Людмилы Стефановны "Черное пальто", "Черный пудель", "Случай в Сокольниках", "Рука", "Бог Посейдон" и "Нина Комарова". На сцене будет царить пустота, за исключением винтажных чемоданов из коллекции эпатажного московского художника и модельера Александра Петлюры, остальную декорацию заменят собой видеообои Кати Бочавар и световая концепция художника Ивана Виноградова.

На канале "Россия К" стартует новая передача

Премьера ток-шоу "Критик" - на канале "Россия К", с 23 ноября, в 00.00.

По понедельникам в вечернем эфире телеканала "Россия К" - премьера ток-шоу "Критик", рассказывающего об основных событиях отечественного и зарубежного культурного пространства. Ведущий программы - Дмитрий Трубочкин, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа. Критики - киновед Татьяна Москвина, театровед Марина Тимашева, кинокритик Денис Горелов, театральный критик Марина Токарева, Алексей Панин.

"Критик" позиционируется не просто как ток-шоу, но как разговор в студии двух людей, Ведущего и Критика. Суть программы - отбор событий, явлений и личностей, определяющих в культурном пространстве целые направления, формы и стили. Главная задача - дать зрителю возможность разобраться в том, что вызывает у него наибольшее количество вопросов, понять суть того, о чем много и часто говорят не только в медиапространстве, но и в простом общении.

В центре внимания передачи - все актуальное и достойное, ставшее событием в отечественном и мировом культурном пространстве: игровой или документальный фильм, театральный или телевизионный спектакль, классический роман или злободневный нон-фикшн. Авторы ток-шоу "Критик" дают возможность высказать свою точку зрения самым известным экспертам в области кино, театра, литературы, современного искусства.

В первом выпуске ведущий Дмитрий Трубочкин и публицист, киновед, театральный критик Татьяна Москвина говорят об одном из самых мощных представителей отечественного игрового и документального кинематографа, обладателя призов международных фестивалей, режиссере Александре Сокурове. Об отстраненности его взгляда на жизнь, о погруженности его мыслей в мир теней и призраков. О непримиримом искусстве и великой красоте, которые пронизывают все его фильмы. В центре разговора - "тетралогия власти" режиссера: "Молох", "Телец", "Солнце", "Фауст".

Один из следующих выпусков будет посвящен двум премьерам этого года - спектаклям "Самоубийца" режиссера Сергея Женовача и "Вий" Василия Сигарева. На примере этих работ ведущий Дмитрий Трубочкин и театровед Марина Тимашева говорят об уважении к классическому слову и об экспериментах на сцене, о способности актуально высказываться на вечные темы и о стремлении делать модные постановки, опираясь на популярные сюжеты. О том, как одни режиссеры идут вслед за текстом, открывая новые смыслы, а другие подгоняют под свои идеи великие произведения литературы.

"Пилот" представит новую концертную программу

Новая программа группы "Пилот". 21 ноября, суббота. Москва, Stadium Live.

В начале ноября "Пилот" представил новый сингл "Нелюбовь". Как это часто бывает у группы, трек вновь начинается не спеша, завораживающе и постепенно. А потом, понемногу разогревшись и разбежавшись - накалив тему и эмоции до предела, солист и гитарист "Пилота" Илья "Черт" Кнабенгоф уже яростно и мощно вбрасывает в гармонию кипучую и яростную лавину ритмов, эмоций и метафоричной поэтики. И для кого-то она становится глотком чистого, свежего воздуха, а для других - откровением и поводом задуматься о собственной жизни. Конечно, находятся и те, кто не всегда понимает размышления, мудрость, гротеск и иронию иных песен "Пилота". Питерской группы, и прежде не стремившейся упрощать свое творчество в угоду радиоротациям или более массовой популярности... Но даже эти люди ценят ее за экспансивность, напористость и неравнодушие. Ну и, конечно, за верность своему кредо: не писать песен, в которых нет мыслей или цепко, эмоционально построенных поэтических строк.

Программа, которая будет исполнена в Stadium Live, именуется "#пилотуженетот". Именно так назван и очередной всероссийский тур группы. И хотя в сентябре у питерцев вышел очередной альбом "Изолятор", играть они планируют в основном свои редкие, ранние песни.

А возможно, Илья исполнит со сцены и свои стихи: осенью у него вышел сольный диск "Аудиостихия-2". Фактически это аудиокнига: Черт Кнабенгоф читает 36 своих стихотворений под музыкальное сопровождение. Ну а группа "Пилот" думает и о следующем альбоме. У него уже есть рабочее название - "Пандора" (в релиз войдет и сингл "Нелюбовь"). Есть и главная идея. Музыканты, по их словам, намерены рассказать в этом альбоме "об утерянных ценностях Человека". И настаивают на том, чтобы последнее слово писалось именно с большой буквы.

Во всей этой концептуальности и гуманистическом духе творчества нет ничего удивительного: питерцы воплощают их не только в песнях, стихах и благотворительных акциях, которые регулярно проводят. Но и в лекциях, которые читает их лидер. На них тоже - аншлаги. Очередная должна состояться 2 декабря в Москве и будет называться "Практичность применения духовных знаний"... Да и много ли можно назвать современных музыкантов (самых разных жанров - от классики до хип-хопа), к которым поклонники приходят сегодня задавать жгучие житейские или философские вопросы?!

Например, такие, как прозвучали на недавней лекции Ильи в Санкт-Петербурге: "Какова связь между памятью рода и памятью о прошлых перерождениях? Возможно ли, что при клинической смерти ты переживаешь и жизненный опыт своих предков?" или вот этот: "Что делать, когда у тебя слишком много желаний и ты разрываешься между их реализацией?" Причем задавшие их получили подробные ответы.

Например, вот такой, который Илья дал, отвечая на вопрос о том, как уберечь любовь и семейное счастье. Сказал, сославшись на слова своего духовного учителя: "Единственное соревнование и соперничество, которое приемлемо в семье и должно присутствовать, - это когда супруги соревнуются в том, кто из них кому больше доставит радости и благости, то есть соревнуются в служении друг другу".

Мудро и точно, а для кого-то и очень вовремя сказано...

Об Анни Жирардо вышли две книги

Уйти, вернуться. Анни Жирардо. Ускользающая память. Джулия Сальватори. М.: Книжный Клуб 36.6, 2015.

Эти книги не случайно выходят одновременно. Говорить о них стоит как об одном целом. В серой обложке "Уйти, вернуться" - воспоминания одной из величайших актрис кинематографа ХХ века Анни Жирардо. "Ускользающая память" - воспоминания, написанные дочерью актрисы - Джулией Сальватори. Цвет ее обложки - черный. И это тоже не случайно.

Анни Жирардо снялась более чем в ста фильмах, сыграла в десятках спектаклей. Она намеревалась стать медсестрой, но мечта о сцене привела ее в Театральную академию Парижа. Во второй половине 1950-х годов Жирардо стала одной из самых модных французских актрис. Ее воспоминания "Уйти, вернуться" - воздушные и кокетливые. Про героев своих мемуаров она говорит с теплотой и нежностью. Среди них Эдит Пиаф, Мария Каллас, Ален Делон, Изабель Юппер, Клод Лелуш... Как напишет дочь Жирардо об отношениях ее отца (актер Ренато Сальватори) и матери, "история их любви так тесно переплеталась с кинематографом, что казалось, будто бы ее написал сценарист со студии "Чинечитта". А экранизировал ни много ни мало сам великий Висконти!".

В книге актриса рассказывает не только о своих успешных работах: "Не знаю, сколько мужчин, засыпая, шептали мое имя, но после роли Нади в "Рокко и его братьях" итальянские режиссеры буквально завалили меня предложениями". Иронично вспоминает она и не самые удачные - картину "Три комнаты на Манхэттене": "Фильм обернулся полным провалом. Его даже назовут худшим фильмом великого мастера. Неожиданно для нас и против воли Карне "Три комнаты..." отправляют на венецианский фестиваль, и я получаю премию. За лучшую женскую роль. Знаменитый Кубок Вольпи. "За редкий пример безыскусной и естественной игры, вопреки недостаткам банального и малосодержательного сценария".

Книга Джулии Сальватори "Ускользающая память" написана уже в другой тональности. Недаром и цвет обложки издатели выбрали другой. Дочь актрисы рассказывает не только о счастливых днях своей матери, но и о трудных годах, когда Анни Жирардо "засасывали бесплодные зыбучие пески Альцгеймера..." Но также здесь много светлых воспоминаний о непростой, но интересной доле дочери известной актрисы. Две эти книги - о талантливой актрисе, красивой и сильной женщине. Об успешных и мучительных минутах ее жизни. Жирардо "каким-то чудом удалось сохранить неугасимую искру таланта. Никакие разрушительные процессы не смогли ее лишить врожденного артистизма". Об этом одна из самых трогательных глав книги - "Анни вновь великая Жирардо".

Культура Театр Музыкальный театр Персона: Людмила Петрушевская
Добавьте RG.RU 
в избранные источники