Новости

19.11.2015 21:26
Рубрика: Культура

Буря в ванной

В "Табакерке" поставили вариацию шекспировской пьесы
В "Табакерке" - премьера. На сцене кораблекрушение - вода выплескивается из ванны, бьет фонтанчиками из пола, летит из ведер, стреляет из брызгалки... Эту бурю в ванне воды устроил Александр Марин. И это особый перевод шекспировского текста - очень вольный. И добровольный.

Режиссер сделал его сам. Назвал "Буря. Вариации" и в этих вариациях позволил себе смену пола некоторых персонажей, шутки про енотов и культуру и современный, иногда солоноватый язык. Свое отношение к слову вообще и к поэтическому в частности Александр Марин формулирует очень четко. Для него "Мир, как миф/ Он создан из неясных звуков/ И еле уловимых рифм...", а "Слова - заезженные гаммы". Это высказывания Просперо, мага, который вместе с дочерью живет на острове, где оказался из-за предательства брата, изгнавшего его из Милана и лишившего титула герцога. В майке-алкоголичке, трениках и шлепках он пишет книгу бытия, управляет духами и мстит, попутно устраивая счастье своей дочери. Во время репетиций актер, который должен был играть Просперо, отказался от роли. Александр Марин заменил его. Сначала на время, а потом навсегда.

На сцене "Табакерки" один из ее сооснователей не стоял 20 лет. Как актер. И вот вернулся. Его Просперо потрепан жизнью и явно давно живет не дома. Он язвителен и иногда зол, несчастен и совсем не похож ни на герцога, ни на мудреца. Это суровый отец, который мало разговаривает с собственной дочерью и упрекает ее в том, что она похожа на мать. Миранда (Юлиана Гребе) в юбке из тюля и ковбойке, такая нимфа-переросток из детского лагеря, называет отца монстром. Дух воздуха Ариэль упрекает его в излишней жестокости. И этот дух в Маринских вариациях стал женского пола. Безнадежно влюбленная в Просперо, Ариэль (Яна Сексте) готова на все, чтобы ему угодить. И кажется, что вовсе не ради свободы, а ради доброго взгляда. Женский облик в постановке Александра Марина приняли еще два мужских персонажа. И всё ради любви. Брат Алонзо, Себастьян, становится его сестрой Каприсой. Она заводит роман с Антонио. А пьяница Стефано превращается в великолепную портовую шлюху Стефанию. И теперь Калибан поклоняется не просто носителю бутылки алкоголя, но и прекрасной даме, ведь некрасивых женщин не бывает...

С Калибаном вообще по ходу пьесы происходят любопытные метаморфозы. Любовь и борьба за свободу делают из уродливого дикаря человека прямоходящего. И горшок с цветком, который передает ему Просперо, возвращая права на остров, становится символом сразу и земледелия, и домашнего очага. А вот с Фердинандом (Вячеслав Чепурченко), сыном короля, ради которого Просперо и затеял бурю, никаких перемен не происходит. Такие, как он, не меняются - глуповатый, глянцевый позер с ужимками мачо из дешевой рекламы. Он всегда озабочен тем, как выглядит, и даже в рубище ходит как по подиуму. Манекенщик. И эта тема в спектакле хорошо продолжена и поддержана. Когда Ариэль получает приказ Просперо развесить одежду по острову, она вешает ее на духов и просит их стать манекенами. В спектакле Марина вся эта свита - театральная труппа, они постоянно играют какие-то роли и очень обижаются, получив эту - без слов и действий. Ариэль их успокаивает: "Мне кажется, в плену классических сентенций, Вы не почувствовали ветер перемен. Ведь в свете нынешних тенденций/ Вершиной образа объявлен манекен".

В этом тексте Александр Марин вообще много говорит о театре. Его Просперо не просто творит реальность, он автор той пьесы, которую разыгрывает здесь и сейчас. "Буря" - единственное произведение Шекспира, в котором строго соблюдено единство времени. Александр Марин цепь событий замкнул, тем самым сделав бесконечной. Его "Буря" начинается гримеркой, окончанием какого-то спектакля, а заканчивается - началом следующего, третьим звонком. Поэтому, даже сделав попытку отречься от волшебства, Просперо Александра Марина все равно продолжает писать свою пьесу.

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Столица ЦФО Москва
Добавьте RG.RU 
в избранные источники