Иначе не кричали бы собравшиеся на майдане в спину президенту Петру Порошенко известную формулу национальной истории про "ганьбу" и "зраду", то есть про позор и предательство. И не изгоняли бы люди в камуфляже с патриотическими шевронами музицирующих студентов со сцены майдана, вызывая в памяти недобрые ассоциации про "бедных детей" в масках, избитых злым ОМОНом. Они говорили, что 21 ноября - день скорби, а не песен. Странное дело, но скорбь не мешала им слушать здесь же, в феврале 2014-го, группу "Океан Эльзы".
Отдадим должное: президент Порошенко искренне хотел сделать для граждан праздник, позволяющий забыть о тяготах повседневности. Потому и дата была выбрана соответствующая, по-своему оптимистичная: все-таки 21 ноября 2013 года - день, когда еще не была пролита кровь, а горстка "проевропейских" активистов собралась в центре страны не с "коктейлями Молотова", а с "зонтиками, чаем, кофе, хорошим настроением и друзьями". Их целью было всего лишь стремление поддержать европейские устремления украинцев за неделю до саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, где планировалось подписание соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза. Это потом, буквально через десять дней, к подросткам, желавшим попасть в Европу и получить кружевные трусики в нагрузку, прибавились боевики нацистских организаций и члены парламентской партии "Свобода" с русофобскими лозунгами, подхваченными повсеместно. Это потом на "евромайдане" возник собирательный образ врага из действующего президента и всех, кто не разделял обретенные на майдане убеждения.
К несчастью для действующего президента, премьера и всей новейшей элиты, злая магия места - площади Независимости, "майдана" - сыграла с ними злую шутку. Кровавая карусель двух минувших лет вдруг вступила в резонанс с посулами и мечтаниями, которые Порошенко, Яценюк и многие другие, получившие депутатские мандаты, правительственные посты или просто сколотившие состояние, озвучивали здесь на каждом воскресном "вече" в течение трех страшных месяцев. Тогда здесь обещались европейские зарплаты; "европейский" уровень коррупции; медицинское обслуживание на том же европейском уровне; увеличение среднего срока жизни на 15 лет - опять же до европейского; уменьшение тарифов ЖКХ. Как свершившийся факт преподносился безвизовый режим с "европейскими братьями", которые, как утверждалось людьми, явно не читавшими соглашение об ассоциации, спят и видят экспансию украинской продукции на своем внутреннем европейском рынке.
В объективной реальности завсегдатаи майдана получили единственный, никем, впрочем, не обещанный европейский стандарт - уровень тарифов за ЖКХ. Они в полном соответствии с рекомендациями МВФ действительно сравнялись с европейскими, поднявшись в разы, превзойдя и минимальные зарплаты, и средние пенсии, так и не ставшие европейскими. И вот украинские новости сообщают о пенсионерке, покончившей с собой и оставившей вместо предсмертной записки коммунальную платежку. И потому большой грузинский друг Украины и одесский губернатор, грезящий о премьерском кресле, уже сравнивает нынешнюю страну пребывания с Габоном, оскорбляя при этом Габон, - в благополучной африканской стране, исходя из статистики ООН, средние зарплаты намного выше украинских.
О ненавистной коррупции на Украине сегодня говорят чаще, чем во времена Януковича. Потому как опытным путем выяснилось, что, например, генеральный прокурор, назначенный майданом, был не лучше предшественника, а его преемник, соратник и почти родственник действующего президента своей неприкрытой коррупцией вызывает раздражение даже у посла США, не говоря о европейских "братьях". Ничем не лучше оказался и премьер, сколотивший по слухам свой первый миллиард на госзакупках и контроле за немногими прибыльными госкомпаниями. И уж совсем привычной стала коррупция среди депутатов: рупор майдана и "герой АТО" внезапно оказывается мелким "решалой", продающим государственные карьеры за считанные тысячи евро. Но если такое позволяют себе патентованные патриоты, то что сегодня говорят о президентских выдвиженцах? О них не говорят, их фотографии вместе с парадным портретом президента сегодня вешают вверх ногами на "революционную елку" - такая акция, организованная адептами "перманентной национальной революции", беспрепятственно прошла на майдане за день до торжеств по случаю Дня Свободы и Достоинства.
Красивой сказкой спустя два года остается и безвизовый режим с ЕС. Сколько бы "безвизовых" законов не принимала Верховная рада, европейцы только ужесточают требования к выдаче виз украинцам, и даже когда-то такие родные Киеву польские политики прямо говорят, что украинцев видят у себя только в качестве дешевой рабочей силы. Но сегодня в Европе лучше чем где бы то ни было понимают, что романтическое стремление к лучшей жизни, замешанное на невежестве, чувстве национального превосходства и ненависти к абстрактным врагам, - не лучшая рекомендация для открытия границ. И если посмотреть, насколько жалким и безлюдным выдалось празднование второй годовщины майдана в Кировограде, Полтаве, Тернополе и прочих городах и весях Украины, возникает сомнение, что третья годовщина в принципе будет отмечаться. Как показала явка на прошедших местных выборах, для двух третей граждан, абстрагировавшихся от государства, все понявших и занятых выживанием, День Свободы и Достоинства уже стал днем Позора и Предательства.