Почему власти Бельгии пугают население терактами

Чем бы ни объясняли свои действия бельгийские власти, какие бы доводы ни приводила полиция, подключенная к расследованию терактов во Франции, складывается ощущение, что все шаги, предпринятые Брюсселем, - явно too much. В понедельник Канада закрыла посольство в бельгийской столице "до отдельного уведомления". В Брюсселе не работают метро и школы.

Кроме общих слов о мерах для "возвращения к нормальному течению жизни", правительство Бельгии не предоставило никакой информации, когда это произойдет. Напротив, власти, напуганные возможными терактами в местах "активного посещения", изучают вопрос о временном закрытии торговых центров и торговых улиц, прекращении работы общественного транспорта. А значит, фактически делают то, чего добивались взрывами в Париже боевики "Исламского государства" (организация запрещена в России) - формируют массовый психоз у населения, которое боится лишний раз выйти на улицу.

Бельгийская полиция рапортует о проведении спецопераций, которые, судя по отчетам, закончились провалом. За прошедшую неделю в Брюсселе были проведены более 30 рейдов. Но из задержанных 22 человек под стражу взяли лишь пятерых, остальных освободили после допросов. Один из парижских террористов Салах Абдельсалам, который как предполагали спецслужбы Франции, мог с поясом смертника вернуться в Бельгию, так и не был пойман. Одна из бельгийских газета утверждала, что машину, в которой тот якобы мог находиться, видели на дороге, ведущей в Германию. Но задержать автомобиль полиции не удалось.

Из Бельгии массовый психоз уже перекинулся на Италию. Местные СМИ приложили к этому руку - по итальянскому телевидению с завидной регулярностью показывали выходцев из Северной Африки, которые оправдывали теракты в Париже и предрекали аналогичные события в Риме.

В итоге на полчаса из-за предполагаемой угрозы теракта была закрыта станция метро в Милане, два ложных сигнала тревоги прозвучали в Генуе. Префект Рима установил над городом "зону, запрещенную для полетов", угрожал сбивать беспилотники, тысяча военнослужащих отправилась охранять ватиканские объекты, металлодетекторы установлены у входов в театр Ла Скала, усилен контроль за синагогами, аэропортами, стадионами.

После того, как некий выходец из Туниса в эфире одного из итальянских телеканалов оправдал теракты против журналистов "Шарли Эбдо" во Франции, его арестовали за разжигание расовой, этнической и религиозной розни. А заодно, для верности, за распространение наркотиков. Но это случай единичный.

Кому на руку охватившая Европу паника? Почему власти входящих в ЕС государств не успокаивают население, а, напротив, стремятся его запугать террористической угрозой, допуская на телевидение людей, ненавидящих Европу? Предположу как минимум две причины.

Во-первых, линию на запугивание могут лоббировать силовые ведомства Евросоюза, которые заинтересованы в получении дополнительных полномочий и финансовых средств. Ведь ответ на вопрос, почему в той же Франции или Бельгии процветали районы, где вольготно чувствовали себя террористы, и почему только после трагедии в Париже правоохранители в Европе занялись выявлением экстремистов и поиском складов с оружием, до сих пор не прозвучал. Но теперь, по итогам проведенного во Франции расследования, европейские силовики могут получить "карт-бланш" на специальные операции в отношении экстремистов, которые запрещались им прежде из соображений толерантности или ограничивались местным законодательством.

Во-вторых, власти значительной части стран ЕС, недовольные политикой открытых дверей, ранее объявленной Германией в отношении беженцев, теперь получили законные основания потребовать Берлин к ответу. Фактов для такой общеевропейской обструкции хватает и, видимо, это понимает канцлер Германии, которая все реже появляется на публике. Так, итальянская пресса сообщила о задержании в аэропорту Бергамо двух сирийцев 19 и 30 лет, в чьих мобильных телефонах нашли военные снимки, свидетельствующие об их принадлежности к "ИГ". Пользовались сирийцы фальшивыми паспортами - австрийским и норвежским.

В терактах во Франции впервые участвовала женщина с поясом смертника - сестра одного из террористов. А сколько еще дочерей, жен убитых в Сирии боевиков под видом беженцев пересекли границы Евросоюза с единственной целью - отомстить за своих близких. Поскольку европейские страны отказались от контактов с президентом Сирии Башаром Асадом, выявить этих потенциальных смертниц с сирийскими документами достаточно сложно.

Сегодня многие страны Евросоюза призывают к пересмотру Шенгенского соглашения, созданию "мини-шенгена" и возвращению границ, существовавших в дошенгенские времена. Но эти меры выглядят запоздалой реакцией на апокалипсис, который случился в "европейском доме". Сотни тысяч беженцев уже пришли в Европу, миллионы ждут любой возможности для того, чтобы проникнуть в ЕС. Выслать этих людей на родину уже невозможно, досконально проверить каждого на связь с террористическим подпольем - нереально.

Взгляд из Италии

Министр внутренних дел Италии Анджелино Альфано призвал европейских коллег задуматься о пересмотре Шенгена.

"Нет ни одной конфедерации государств, которая упразднив внутренние границы, не усилила бы контроль над внешними", - заявил министр. Сделав акцент на непростую ситуацию, в которой оказалась Европа, Альфано предложил европейским странам не ограничиваться традиционным ужесточением контроля над внешними границами, но установить его и в отношении внутренних европейских рубежей. В частности, обращаясь к европейцам, министр попросил их проявить благоразумие и ради собственной безопасности немного пожертвовать правом на неприкосновенность частной жизни.

"Нельзя ограничиваться одним лишь паспортным контролем, который должен быть усилен везде от Рима до Берлина. Необходимо создать единый банк данных пассажиров авиакомпаний. Благодаря ему можно будет зафиксировать, в какой стране тот или иной человек сел на самолет. Это, конечно, нарушает право на сохранение частной конфиденциальной информации, но того требует нынешний момент", - признал министр.

То, что Шенген безнадежно устарел и не отвечает современным вызовам, понимают в Италии и другие высокопоставленные политики. В частности, точку зрения Альфано полностью разделяет его прямой начальник, премьер Маттео Ренци, призвавший Евросоюз не полагаться на использование "дедовских методов", а прибегнуть для охраны как внешних, так и внутренних рубежей к "новейшим технологиям".

Подготовила Нива Миракян, Рим