С медициной дела в Москве обстоят не так уж плохо, как пишут СМИ, сказал он на пресс-конференции. С 2011 года столичное здравоохранение прошло период серьезной модернизации и адаптировалось к новым реалиям. На отдельных направлениях за три-четыре года удалось даже совершить прорыв, сравнявшись по ряду показателей с США и западноевропейскими странами. Так, смертность от инфарктов снизилась втрое - до 10% поступивших с этим диагнозом в больницы. Хотя еще четыре года назад умирал каждый третий пациент.
Средняя продолжительность жизни москвича выросла до 77 лет. За пять лет она увеличилась на три года - таких темпов не знает ни одна страна в мире. Вокруг московского показателя смертности в СМИ было много шумихи: по данным Росстата, в Москве умирает больше людей, чем по данным столичного правительства. Такая арифметика дала повод усомниться в эффективности проводимых медицинских реформ.
- В Москве смертность никогда не повышалась, - заявил Леонид Печатников. - Наоборот, за пять лет продолжительность жизни увеличилась на 3 года - таких темпов не знала ни одна страна. А разночтения возникли из-за разных методик подсчета. Медики считают количество умерших москвичей, а Росстат учитывает всех, кто умер в Москве и получил свидетельство о смерти в столичных ЗАГСАх, даже если эти люди приехали из других регионов страны и пролежали в московской больнице хотя бы один день. Конечно, получаются разные цифры.
По данным департамента здравоохранения города, за 9 месяцев этого года из 90 тыс. умерших в столице только 70 тыс. - москвичи. Остальные - иногородние, иностранцы и даже пропавшие без вести люди, признанные умершими по суду. По мнению Леонида Печатникова, серьезно повысить продолжительность жизни должно появление всеобщей медицинской диспансеризации. Но советский опыт здесь не поможет - в ту пору в погоне за планом до трети всех обследований "делались" на бумаге.
- Выход один - заинтересовать людей в периодических обследованиях, - говорит Печатников. - Я, как врач, предлагаю менять полис ОМС раз в три года - и делать это исключительно после прохождения диспансеризации. Такая система позволит выявлять заболевания на ранних стадиях, а, значит, экономить на лечении запущенных больных.
Немало шума в прошедшем году наделало и сокращение количества коек в столичных больницах.
- Врачей удалось заинтересовать в том, чтобы пациент быстро получал помощь, вот койки и освободились, - объяснил Леонид Печатников. - Раньше больнице платили за койко-день, а теперь - за конечный результат. Для примера, еще три года назад больному после удаления желчного пузыря приходилось лежать в больнице от 30 до 40 дней, так как это была серьезная полостная операция. Лапароскопия позволяет выписать человека из больницы на третий день. В итоге пациент проводит в 10 раз меньше времени в стационаре.
Эпоха реформ заканчивается. В следующем году серьезных перемен в системе столичного здравоохранения не планируется. "В Москве удалось достичь хороших результатов, если что-то и будет, то только единичные перемены", - уверен Печатников.