23.11.2015 00:45
    Поделиться

    "Умные" системы пустили глубокие корни в ЖКХ

    Информационные технологии проникают во все сферы жизни. Не стало исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В 2020 году общемировое количество цифровых устройств, управляемых компаниями из сферы ЖКХ, увеличится до 1,53 миллиарда против 485 миллионов в 2013 году.

    Отрасль ЖКХ - второй источник доходов для провайдеров межмашинных подключений после автотранспортной промышленности. Спектр применяемых устройств довольно широк - от счетчиков и сенсоров до вендинговых автоматов для зарядки мобильных устройств и электрооборудования. Устройства используются для работы приложений мониторинга и контроля работы электросетей, передачи показаний счетчиков, учета и отслеживания перемещения активов, а также для связи с полевыми сотрудниками.

    В России наиболее активно информационные технологии используются при осуществлении расчетов за жилищно-коммунальные услуги. "Почти во всех регионах созданы информационные системы, можно оплатить услуги с использованием телефона, через Интернет. Это и удобнее, и дешевле, чем перечислять деньги традиционным способом, принося квитанцию в банк. Коммунальные предприятия создают информационные системы, позволяющие в реальном времени получать данные о потреблении ресурсов - это не только снижает "коммерческие потери" ресурсов, но и позволяет более грамотно регулировать режимы работы сетей, что снижает аварийность и расходы на предоставление услуг, - рассказал исполнительный директор Ассоциации ЖКХ "Развитие" Алексей Макрушин. - С созданием единых баз данных станет проще поменять управляющую компанию (информация будет храниться в базе, а не у управляющей организации), проконтролировать ход капитального ремонта и расходы на его осуществление. В самих многоквартирных домах создание единых систем учета потребления коммунальных ресурсов позволяет не только упростить съем показаний приборов учета, но и уменьшает "небалансы" и пресловутое потребление ресурсов на общедомовые нужды - жителям не придется переплачивать за нерадивых соседей, не установивших приборы учета или не вовремя передающих их показания. Важно, что с 2017 года в России должна быть запущена государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в которую будет стекаться вся информация и которая будет доступна для всех потребителей. Более того, если поставщики услуг не сформируют платежный документ в этой системе, потребитель получит возможность не оплачивать услуги до внесения в систему "платежки".

    Акцент: Наиболее активно ИТ используются населением при расчетах за жилищно-коммунальные услуги 

    Расчет и оплата услуг с помощью ИТ - только часть системы "умных" систем в ЖКХ. "По оценке EPRI, чистая экономическая эффективность от развертывания умных сетей в ближайшие 20 лет в мире достигнет 1,3-2 триллиона долларов. Однако для этого сектору ЖКХ придется инвестировать в ИКТ около 24 миллиардов долларов в год, - рассказал ведущий эксперт по развитию решений в области энергетических систем Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия Тобиас Петрини. - Внедрение умных счетчиков и умных энергосетей ведет к конвергенции ИКТ и ЖКХ. Методы, используемые для обработки больших данных, могут значительно повысить эффективность и качество пользовательского опыта, более того, они могут обеспечить инновационное развитие услуг. Энергосети перестают быть линейными, они превращаются в распределенные системы, объединяющие разных участников рынка, и для управления ими применяются разные модели. Сети становятся слишком сложными, и потому ими невозможно управлять без использования методов анализа больших данных".

    Сегодня, помимо того, что конечные пользователи могут самостоятельно информировать коммунальные службы об объемах потребляемой ими энергии, они могут объединяться в группы, чтобы совместными усилиями повышать производительность энергосети. "Например, группа пользователей из одного географического региона может делиться информацией друг с другом, чтобы местная ИКТ-система могла распределять нагрузку между их домами. Таким образом можно добиться баланса между спросом на энергию и ее подачей и обеспечить оптимальную цену для пользователей", - объяснил Тобиас Петрини.

    Эксперты по энергоэффективности считают, что отрасли ЖКХ сейчас нужно разобраться с рядом задач и требований, связанных с передачей энергии. Это - защита передаваемых данных, стареющая инфраструктура и защита сетей от физических, виртуальных и атак, а также рост численности населения. "В последние десятилетия требования к энергосистемам ужесточились, и вся традиционная инфраструктура перестает им соответствовать. Появившиеся умные энергосистемы создаются для того, чтобы поставщики энергии могли получать информацию в режиме реального времени и реагировать на изменения спроса и паттернов генерирования энергии, а также справляться с авариями на разных участках системы, - добавил Тобиас Петрини. - С началом использования новых возможностей, которые дают умные сети, отрасль ЖКХ столкнется с необходимостью комплексной трансформации компаний. И в процессе перехода важнее всего обеспечить операционную целостность и качество услуг существующих систем во избежание падения качества и доступности".

    Поделиться