Замгендиректора по стратегии и альянсам "Аэрофлот - российские авиалинии" Джоржио Каллегари отметил, что такие показатели подвижности говорят о высокой цене авиаперевозок для потребителей: "Успешный мировой опыт показывает, что в нынешних условиях внимание властей должно быть полностью посвящено созданию прозрачных и современных механизмов регулирования авиарынка. Без опережающих темпов развития инфраструктуры невозможен рост рынка авиаперевозок. Между тем современные планы развития инфраструктуры не позволят России стать ключевым игроком на рынке Европа - Азия".
Ситуация с "Трансаэро", по мнению Джоржио Каллегари, дала рынку авиаперевозок три урока, которые отрасли стоит запомнить. Первый: необходимо грамотно разрабатывать и реализовывать стратегию развития авиакомпании, реально оценивать ситуацию на рынке, соизмерять желания и возможности. Второй касается парка воздушных судов (ВС). Однотипный парк - это максимальная эффективность и минимизация расходов. Третий урок касается управления рисками. Он говорит о важности учета вероятности кризисных явлений и наличия плана по их преодолению.
Замгендиректора по коммерции компании "РН-Аэро" Кирилл Молоденков отметил, что операционная деятельность большинства авиакомпаний в России убыточна. Основная причина - цены на авиабилеты ограничены платежеспособным спросом. Поэтому доступность авиаперевозок для большей части населения остается низкой. Здесь важная задача - удешевление перевозок. Кстати, до 30% в их себестоимости занимают затраты на авиатопливо. "Регулирующие органы могут внести вклад в снижение "топливной доли" в стоимости билетов разумной фискальной политикой и стимулированием производства, прозрачными механизмами контроля. Производители и поставщики топлива - прозрачными и конкурентными ценами. Аэропорты - недискриминационным доступом на рынок для производителей и поставщиков", - добавил он.
Значимой задачей, стоящей в отрасли гражданской авиации, является развитие аэропортов регионального и местного значения, считает советник практики проектного финансирования и ГЧП юридической компании "Линия права" Валерия Репкова. Такие проекты, как правило, требуют привлечения солидных инвестиций. А также объединения усилий государства и частного бизнеса, то есть ГЧП. "Рыночные перспективы развития региональных аэропортов не всегда позволяют уверенно рассчитывать на окупаемость инвестиций, поэтому без гарантий со стороны государства проект не может быть реализован", - отметила она. И добавила, что пока единственным примером классического ГЧП в отрасли является проект "Пулково", который реализовывался на базе регионального законодательства о ГЧП.