24.11.2015 00:46
    Поделиться

    Специалисты обсудили проблемы работы цирков в России

    Приближаются новогодние каникулы - это значит, что родители уже думают, как весело и интересно провести время со своими детьми. Одним из любимейших развлечений всегда был цирк: красивые акробаты, забавные клоуны, бесстрашные дрессировщики, экзотические животные, буйство света, музыки и, конечно, увлекательная история. Цирк считается частью культурного воспитания детей, но, к сожалению, уже несколько лет подряд спрос на представления падает. Угасание интереса и другие проблемы циркового мира деятели культуры и представители власти обсудили в Общественной палате РФ.

    Концепция развития циркового дела в РФ на период до 2020 года была принята распоряжением правительства РФ еще в 2012 году. Ожидается, что к этому времени цирковые организации станут полностью самоокупаемыми, но против такой позиции выступили региональные цирки. Представители отрасли отметили, что осложнившиеся экономические условия не обошли стороной и цирковую среду. По словам директора Екатеринбургского цирка Анатолия Марчевского, цирк никогда не сможет стать полноценным бизнесом и сейчас оказался на грани выживания: "У нас на 30% сократилась посещаемость цирка, но тигры ведь меньше есть не стали. Пока на самоокупаемость выходят только большие столичные цирки, для региональных это практически нереально".

    Всего в регионах присутствует около 40 цирков. По словам Анатолия Марчевского, главной проблемой для них сегодня является недостаток средств: "Деньги на ремонт и коммунальные платежи должны выделяться из федерального бюджета, на зарплаты артистов, содержание животных и обновление программы мы заработаем сами. Сейчас в России все театры субсидируются на 100%, циркам необходимы субсидии хотя бы на 20-30%. Мы не можем поднимать цены на билеты, это еще больше оттолкнет аудиторию. Сокращать количество цирков тоже нельзя - тогда сократится число программ, они будут чаще повторяться".

    Средняя стоимость билета в цирк сегодня составляет 1-3 тыс. руб. Очевидно, что в этом году платежеспособность населения снизилась, и дорогие развлечения ушли на второй план. По данным "Ромир", драматические театры посещают 11% россиян, концерты современной и классической музыки - 8% и 5%, а цирки - всего 4%. "Чтобы развивать цирковое искусство, нам нужно воспитывать нового зрителя. В регионах должны быть сильные программы, чтобы мы могли сохранить авторитет маленьких городов. Программа должна быть не только увлекательной, но и воспитательной. Культура должна быть всегда доступна для широкого круга, - добавил Анатолий Марчевский. - Цирк - зеркало экономики страны. Если у людей есть деньги, они с радостью идут на представление. Государство и система цирка должны сотрудничать, но при этом каждый отдельный цирк должен оставаться экономически самостоятельным. Только тогда можно будет выполнить концепцию президента".

    Цирк никогда не сможет стать полноценным бизнесом и сейчас оказался на грани выживания. посещаемость цирка сократилась на треть, но тигры ведь меньше есть не стали. Пока на самоокупаемость выходят только большие столичные цирки, для региональных это практически нереально

    Сегодня цирковые программы создаются на основе единого сценария, как спектакль. Объединяются театрально-цирковые коллективы, которые могут выступать во всех цирках. Такая программа может существовать минимум пять лет. Цирковой сезон разбит на шесть прокатных периодов и включает в себя 20 представлений. То есть каждый из 40 российских цирков принимает в год от шести до восьми разных программ или каждая программа за год меняет от шести до восьми цирков. Таким образом, зрителям показывают разные программы, созданные в разных цирках. Но чтобы окупить шоу, за сезон цирку нужно наполнять зал в течение показов на 80%.

    Помимо проблемы финансирования и разработки программ циркам сегодня приходится бороться и с кадровым дефицитом. ФКП "Росгоcцирк", которому подчиняется сегодня 40 российских цирков, не хватает профессиональных управленческих кадров. В регионах очень мало директоров, которые могут круглогодично организовывать прокат программ. Правда, по словам генерального директора "Росгоcцирка" Вадима Гаглоева, уход кадров - это еще не кризис: "Кризис в цирке был в период распада Советского Союза, тогда сложилась практика проката цирковых программ, и, по моему мнению, в то время прокатчики спасли цирк. Сейчас проблема проката стоит очень остро". По мнению циркового артиста-дрессировщика, народного артиста СССР Мстислава Запашного, основная задача "Росгоcцирка" - решение проблем артистов: "Они должны заниматься творчеством, а не управленческой работой. Сегодня руководство цирка забыло, что артисты - главная ценность цирка".

    "Руководство ФКП "Росгосцирк" отказалось от бюджетного финансирования творчества, что по меньшей мере недальновидно. Цирк расцветает и получает признание только там, где есть поддержка государства - тому примеры Cirque du Soleil, цирк "Элуаз". В последние годы успешны китайские цирки, которые также принадлежат государству. Частные цирки в Европе и Америке зачастую получают поддержку от государства через систему грантов и заказов на шоу, - рассказал директор по творческим вопросам Гильдии артистов циркового искусства, заслуженный артист РФ Борис Майхровский. - У нас же артисты за свой счет создают уникальные программы и собирают творческие коллективы. Это и "Цирк на воде", "Цирк на льду", "Фантом-тропик", "Лимбо 2" - шоу с белыми львами и тиграми, жирафом и носорогом".

    Представители отрасли сошлись во мнении, что для возвращения цирку советской славы, наравне с балетом, не хватает денег и идей. Хотя циркового разнообразия сегодня много, заинтересовать зрителя в условиях ограниченных бюджетов непросто. Большой успех имело "Снежное шоу Славы Полунина", но таких постановок единицы. А во всем мире цирки уже активно конкурируют не только между собой, но и с другими культурными развлечениями. Это означает, что российской отрасли стоит бросить все силы на развитие творчества. Только радость и улыбки на лице зрителей могут быть гарантией того, что люди захотят вернуться в цирк.

    Поделиться