Новости

24.11.2015 00:43
Рубрика: Экономика

Выкроили место

Шить небольшие партии одежды стало выгоднее в России
Успешная реализация программы по замещению импорта в легкой промышленности предполагает наличие здоровой отрасли, подкрепленной ресурсной и производственной базами. Пока же отечественный легпром соответствует такой формулировке лишь отчасти.

Основные проблемы заключаются в критической нехватке кадров и устаревшем оборудовании, что в совокупности не позволяет конкурировать с заводами Белоруссии и Юго-Восточной Азии, которые активно забирают и так немногочисленные заказы российских текстильщиков. Нездоровую конкуренцию создает "серый" и "черный" импорт по демпингующим ценам. По оценкам аналитиков, доля нелегально ввезенной и контрафактной продукции занимает около 35% рынка. Вследствие оттока заказов за рубеж и засилья импорта теряется около 1,2% ВВП.

Что касается ресурсной базы, то существует дефицит, а в некоторых случаях и полное отсутствие определенных технологий и групп сырья, которые неизбежно восполняются импортом. По некоторым данным, доля зарубежных материалов и комплектующих в отрасли близится к критическим 90%.

Существуют целые группы товаров и сырья, которые у нас не производятся. Например, в России фактически не изготавливают фурнитуру, красители для ткани (стоимость которых составляет весомую часть в ценообразовании готового продукта), большинство машин и технологий также импортируется. Отечественные производители в своей массе используют импортные ткани просто потому, что адекватных аналогов им российская легкая промышленность не производит. Безусловно, попытки изготовить их из импортного сырья - например, мериносовой шерсти из Австралии и Новой Зеландии - предпринимались, однако на выходе ценник оказывался совершенно неконкурентным.

"К 2020 году российское производство останется преимущественно в среднем ценовом сегменте. Сегодня весь средний сегмент - это 30-35% от всех оборотов рынка одежды. Маловероятно, что его полностью займут российские бренды. Однако возможно увеличение доли российских товаров в отдельных товарных категориях, где российское производство исторически сильное и где сохранились крупные предприятия с хорошими традициями, например мужские костюмы, верхняя одежда. В этих категориях наше производство предлагает конкурентоспособный продукт и в массовом бюджетном сегменте, что может позволить ему "откусить" какую-то часть у турецких и китайских конкурентов", - говорит Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group.

Так есть ли смысл вкладывать миллиарды в подсегменты отрасли, развитие которых чрезмерно капиталоемко, а эффект от вложенных инвестиций и трудовых/временных затрат минимален?

Минпромторг в новой Стратегии развития легкой промышленности поставил перед предприятиями отрасли амбициозную цель: к 2020 году занять 40% рынка. Производство полного цикла хлопчатобумажных тканей должно вырасти минимум на 5%, синтетических волокон и тканей на их основе, а также суровых тканей для текстильного и трикотажного производства - достигнуть 70% (минимальная планка - 40%).

Более 50% объема рынка текстиля приходится на искусственные материалы, хотя доля импорта составляет около 90%

"Импортозамещение - достаточно длительный процесс. Вывод новых производств на полную мощность занимает до 5 лет. Скорее всего, цель "40%" будет выполнена уже после 2020 года", - говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ "ФИНАМ".

Для того чтобы добиться таких показателей, придется решить ряд задач. В первую очередь необходимо определить наиболее перспективные направления развития. Сейчас текстильная и швейная промышленность РФ обеспечивает около 0,7% ВВП, при этом потери от импорта составляют приблизительно 1% от ВВП. Наш легпром ориентирован в первую очередь на производство продукции из натуральных материалов, однако этот вектор характеризуется высокой долей локализации и ограниченным потенциалом роста, что делает его непривлекательным в долгосрочной перспективе. Прогноз экспертов в отношении потребительского сегмента одежды и обуви также неутешителен - он будет расти медленнее ВВП за счет сокращения доли потребительских расходов с 3,6% от ВВП в 2012 г. до 3% в 2025 г. Совсем другие цифры характеризуют потенциал производств высокотехнологичных тканей из синтетических волокон, спецодежды. Уже сейчас более 50% объема российского рынка текстиля приходится на искусственные материалы, хотя доля импорта составляет около 90%. При этом в достатке имеются все компоненты для налаживания такого производства: развитый нефтехим, достаточная ресурсная база. А стабильно растущий спрос на технический текстиль в стране и за ее пределами делает это направление наиболее перспективным. Успешное его продвижение позволит не только полностью заместить импорт, но и сделать его основным экспортным направлением и, как следствие, драйвером роста ВВП.

Конечно, для быстрого наращивания объемов таких производств потребуются щедрые инвестиции и господдержка. Правительство на протяжении последних лет направляет на нужды легпрома внушительные суммы (более 4 млрд руб. за 3 года). Другие виды господдержки выражаются в льготном субсидировании предприятий отрасли и снижении до нуля ввозных пошлин на машины и комплектующие, которые не производятся в России. Однако легпрому в первую очередь нужны заказы, только так можно будет поставить производство на ноги, закупить новейшее оборудование.

Эксперты говорят, что в ближайшее время усилится экспансия в Россию вьетнамских марок одежды и обуви. Этому способствует майское подписание Соглашения о зоне свободной торговли, которое после ратификации создаст очень хорошие условия для взаимного бизнеса между странами, в том числе в области торговли товарами легпрома. "Вьетнамские компании уже сейчас готовы к выходу на рынок России, ищут возможности, партнеров, консультируются с экспертами. При этом мы видим обоюдную заинтересованность", - говорит Ле Чыонг Шон, гендиректор ИК INCENTRA (МФК "Ханой-Москва"), председатель Ассоциации вьетнамских предпринимателей в РФ.

Однако не все так безрадостно. На фоне девальвации рубля стоимость труда российских швей стала конкурентна по отношению к азиатским рынкам, а значит, контрактное производство не заставит себя долго ждать. "Российское производство может быть реальной альтернативой для брендов, которые продают одежду в ценовых сегментах "средний" и "средний +". Это поддержит российское швейное производство", - говорит Анна Лебсак-Клейманс.

Экономика Отрасли Промышленность
Добавьте RG.RU 
в избранные источники