Новости

23.11.2015 20:19
Рубрика: Власть

Ветер без перемен

Текст: (председатель Государственной Думы)
Спикер Госдумы - о том, возможно ли строить европейскую безопасность без России
Пару недель назад госсекретарь США Джон Керри высказался в пользу присоединения России и Китая к Транстихоокеанскому партнерству. А после саммита G20 пошли сообщения о якобы согласованном западными лидерами продлении антироссийских санкций сразу до июля 2016 года. Выходит, "партнерство по-американски" вполне допускает и одностороннее экономическое давление?.. Об этом и многом другом размышляет спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

Гибель российского пассажирского самолета 31 октября, варварская атака на Париж 13 ноября, серия других кровавых терактов, показавших всю степень террористической угрозы, заставили политиков разных стран выразить поддержку друг другу и вспомнить о ценностях, которые всех нас издавна объединяли. Но кроме заявлений о солидарности сейчас, когда решается судьба мира, важно преодолеть имеющиеся разногласия и не допускать новых. Не ставить надуманные преграды на пути совместной борьбы с международным терроризмом.

Между тем на Западе все чаще раздаются комментарии о новом продлении незаконных санкций против России. Срок последних еще далеко не истек. Тогда зачем началась эта идеологическая "артподготовка"? И ей не мешают ни развитие диалога между лидерами Франции и России, ни прямые союзнические контакты военных двух наших стран и планы взаимодействия в борьбе с террористами "Исламского государства"...

Разумеется, мы - не дети, и умеем не только считать, но и "держать в уме". Понимаем, что все эти санкции - не самоцель, а метод решения других, публично не декларируемых, задач. Вот почему важно уже сейчас, "по горячим следам", документально зафиксировать их истинные, а не мнимые цели. И разобраться с этим нужно всему международному сообществу. Как минимум - осудить политику односторонних санкций, не утвержденных Советом Безопасности ООН.

Вы спросите - для чего? Во-первых, чтобы впредь не допускать рестрикций в обход этого органа и не позволять выстраивать барьеры свободе рынка и предпринимательства в угоду чьим-то односторонним интересам и выгоде. А во-вторых, чтобы прекратить практику кулуарной (если не сказать, тайной) подготовки договоров со странами, уже состоящими в других интеграционных союзах. Надо признать ее формой недобросовестной конкуренции и пресекать на уровне как ВТО, так и ООН. Считаю, что только так - путем введения международно-правовой ответственности - можно уберечь мир от продавливания сомнительных интеграционных инициатив держав, пытающихся таким путем поправить свои долговые дела.

Да, заключение новых межрегиональных соглашений - дело суверенное и добровольное. Но мы уже убедились, что один лишь факт закулисных переговоров способен провоцировать внутригражданские конфликты и создавать угрозы международной безопасности. Достаточно вспомнить, к чему в конце 2013 - начале 2014 года привели действия ЕС, решившего "с наскока" ассоциировать Украину. Они даже не удосужились посоветоваться об этом с партнерами по интеграции на пространстве СНГ, включающей созданную здесь в 2012 году зону свободной торговли.

Сразу скажу, что в этом контексте строительство другого пространства - от Лиссабона до Владивостока - становится еще более насущной задачей. Причем, в отличие от США, мы это сразу предложили открыто. Я понимаю, что сейчас такое многим покажется фантастикой, хотя в правовой и гуманитарной плоскости общее пространство уже во многом стало реальностью. Рано или поздно подобное произойдет и в торговых делах, а число пострадавших от недобросовестных методов интеграции (больше похожих на экономический разбой), напротив, будет только расти. Не исключаю, что таковые обнаружатся и среди стран - членов соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, текст которого - даже после подписания - оставался доступен лишь избранным. Ратификация этого соглашения парламентами только предстоит, и в октябре, в Женеве, мы предупредили коллег по Межпарламентскому союзу об их особой ответственности перед своими народами.

Следующая очередь - за Трансатлантическим соглашением. Вкупе с вышеназванным, оно должно завершить тайные сделки, цель которых - взять под контроль до половины мирового ВВП. Тем самым - монополизировать право "писать правила глобальной экономики", как откровенно признавал сам Барак Обама. Даже западные эксперты считают, что эта инициатива - в интересах лишь крупных корпораций. Похоже, что декларируемые США выгоды от такого соглашения достанутся им, а не миллионам малых и средних предпринимателей, на которых столетиями держалось экономическое благополучие Европы.

На фоне подобных оценок запоздалый призыв Керри присоединяться к этой сугубо американской затее выглядит не просто сомнительным. Он звучит издевкой, поскольку в это же самое время другие белодомовские чиновники давят на Европу, заставляя продлить антироссийские санкции. А собственная оговорка главы госдепа - мол, снимем санкции, как только будут выполнены все Минские договоренности - показательна вдвойне. Ведь в трактовке этого пункта Штаты продолжают навязывать заранее необъективные критерии. И не спешат осуждать диверсии с украинской стороны, подобные той, что на время лишила весь Крым энергоснабжения.

Все это вряд ли нравится европейским избирателям и политикам. Они понимают: их отношения с Россией - в очередной раз использовали в качестве разменной монеты...

Добавлю, что уже через три месяца исполнится 20 лет вступлению нашей страны в Совет Европы. Она была и останется европейской державой, носителем гуманистических и демократических ценностей континента, связующим мостом между разными культурами и традициями Запада и Востока. Но даже сейчас, когда Россия взяла на себя миссию очистить мир от международных террористов, отнюдь не все на Западе пытаются нам в этом помогать. При этом внутри Европы растет число новых политиков, кто видит главной силой в восстановлении мира именно нашу страну. Здравый смысл подсказывает им, что невозможно строить европейский мир и безопасность без России, а тем более - против России. И что не получается выдумать аргументы в пользу разрыва наших торговых связей, дальнейшего падения товарооборота и туризма. Такую политику становится все труднее объяснять на международных политических и экспертных площадках, а главное, повторю - избирателям.

20 лет членства России в Совете Европы - хороший повод задуматься о будущем. Но не столько нам, сколько тем, кто все последние годы лишь разваливал общие институты диалога и сотрудничества. Я уже не говорю о плачевных результатах двух последних лет. Думаю, теперь они очевидны и руководству Парламентской ассамблеи Совета Европы. А ведь ПАСЕ создавалась именно для преодоления возможных проблем в межгосударственном диалоге (об этом недавно вспоминали и участники "Открытой трибуны" в стенах Госдумы).

Однако новые всплески санкционной риторики означают, что к началу зимней сессии 2016 года давление на членов ПАСЕ будет только нарастать. Мы уже сейчас знаем, кто попытается продлить постыдную дискриминацию российской делегации, чтобы в очередной раз угодить своим заокеанским кураторам. И они внимательно следят - куда "дует ветер" в ключевом для них вопросе о судьбе антироссийских санкций. "Дуть", как мы видим, он уже начал. А общие антитеррористические приоритеты пока слабо влияют на направление этих "порывов".

Готовы ли в ПАСЕ в очередной раз подтвердить отсутствие всякой самостоятельности - мы увидим уже скоро. Единственное, о чем хочу напомнить коллегам - мы вступали в Совет Европы как в общеевропейскую организацию, а не "филиал" Евросоюза, и уж тем более, госдепа США. И считаем, что 20 лет (а до них были еще 4 года в статусе так называемого "специального приглашенного") - достаточный срок, чтобы наши партнеры определились, хотят ли они жить с нами в большом общем доме или дальше зависеть от заокеанских ветров. Мы здесь давно определились. И торопиться нам некуда, ибо в который раз в истории "штормит" не нас, а снова - европейских соседей. Пусть уже сами с этим разберутся...