"Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Конечно, наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея себя, не жалея своей жизни. Но сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма. По другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось. Наш самолёт был сбит над территорией Сирии ракетой "воздух-воздух" с турецкого самолета "F-16", упал на территорию Сирии в 4 километрах от границы с Турцией, находился в воздухе, когда на него была совершена атака, на высоте 6000 метров, на удалении одного километра от турецкой территории. В любом случае наши летчики и наш самолет никак не угрожали Турецкой Республике, это очевидная вещь. Они проводили операцию по борьбе с ИГИЛ (террористическая организация, которая официально запрещена в РФ. - "РГ") в Северной Латакии, это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из Российской Федерации. И в этом смысле они выполняли свою прямую задачу превентивных ударов по террористам, которые в любую секунду, в любое время могли вернуться в Россию, и это, конечно, люди, которых необходимо напрямую относить к международным террористам.
Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных ИГИЛ территорий. Отсюда и большая денежная подпитка бандформирований. Теперь еще и удары нам в спину, по нашим самолетам, которые борются с терроризмом. И это при том, что мы с американскими партнерами подписали соглашение о предупреждении инцидентов воздухе, а Турция, как известно, в ряду тех, кто объявил о том, что якобы воюет с терроризмом в составе американской коалиции.
Если у ИГИЛ такие деньги (а счет там идет на десятки, сотни миллионов, может быть, на миллиарды долларов) за счет торговли нефтью, плюс к этому они имеют защиту со стороны вооруженных сил целого государства, тогда понятно, почему они ведут себя так дерзко и нагло, почему они умерщвляют людей самым изуверским способом, почему они совершают террористические акты по всему миру, в том числе в сердце Европы.
У каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважением. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня.
Мы, конечно, внимательно проанализируем все, что случилось, и сегодняшнее трагическое событие будет иметь серьезные последствия и для российско-турецких отношений.
Мы всегда относились к Турции не просто как к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, - во всяком случае не нам. И вместо того чтобы немедленно наладить с нами необходимые контакты, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса и этого инцидента, как будто это мы сбили турецкий самолет, а не они - наш.
Они что, хотят поставить НАТО на службу ИГИЛ? Я понимаю, что у каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважением. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня.
И конечно, мы рассчитываем на то, что международное сообщество все-таки найдет в себе силы для того, чтобы сплотиться в борьбе с общим злом.
В этой связи, конечно, очень рассчитываем на активное участие всех стран региона в этой борьбе".
Владимир Путин поблагодарил короля Иордании Абдаллу II за слова соболезнования по поводу трагедии над Синаем и крушения российского военного самолета.
"Я уже говорил, что единственный способ найти политическое решение в Сирии - активное участие России. В рамках борьбы с ИГИЛ мы должны работать сообща. ИГИЛ и "Аль-Каида" объявили глобальную войну человечеству, и мы неоднократно говорили о том, что нужно выработать ответный целостный подход не только в нашем регионе, но и в Африке и Европе, не ограничиваясь лишь Сирией и Ираком. В этом сражении мы преисполнены решимости победить", - заявил Абдалла II.
По окончании переговоров к журналистам вышел глава МИД России Сергей Лавров. "По нашей оценке, сейчас ничуть не меньше угрозы терроризма, проистекающего из Турции, чем из Египта. Мы не рекомендуем нашим гражданам направляться в Турецкую Республику с туристическими или какими-либо иными целями", - заявил глава российской дипломатии. Лавров также сообщил, что после инцидента с российским Су-24 он отменяет визит в Турцию. "Президент прямо сказал, что этот случай не может не затронуть российско-турецкие отношения. В этой связи принято решение о том, чтобы отменить ту встречу, которая планировалась на завтра в Стамбуле на уровне министров иностранных дел Российской Федерации и Турецкой Республики в рамках так называемого совместного совета стратегического планирования", - заявил руководитель МИД России.
В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Москва не грозит Анкаре военными последствиями за атаку на российский бомбардировщик. При этом, по его словам, глава государства "отметил неизбежность последствий после таких недружественных действий турецкой стороны". Песков добавил, что инцидент с российским самолетом не повлияет на ход антитеррористической операции ВКС РФ.
В среду перед заседанием президиума Госсовета в Нижнем Тагиле Владимир Путин ответил на вопросы журналистов в связи с крушением Су-24 в Сирии.
"Что касается мер по обеспечению безопасности полетов нашей боевой авиации в Сирии, объявленных вчера предложений недостаточно. Мы обсудили это еще с утра с руководством министерства обороны, в Сирию на нашу военно-воздушную базу будет переброшен комплекс ПВО "С-300". Надеюсь, этого, так же как и других мер, - это не единственная мера, которую мы предпримем, - будет достаточно для обеспечения полетов", - заявил Путин.
"Впоследствии Минобороны предложило повысить классность этой системы до С-400. Верховный Главнокомандующий согласился с этим предложением", - сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Путин прокомментировал и рекомендацию МИД воздержаться от поездок в Турцию. "Что ж поделать! После таких трагических событий, как уничтожение нашего самолета и гибель летчика, это вынужденная мера. И МИД правильно делает, что предупреждает граждан об опасности", - отметил он.
"Проблема ведь даже не в той трагедии, с которой мы столкнулись вчера. Проблема гораздо более глубокая, - пояснил Путин. - Мы наблюдаем - и не только мы, уверяю вас, это видят во всем мире, - сегодняшнее руководство Турции в течение значительного количества лет проводит достаточно целенаправленную внутреннюю политику по исламизации своей страны".
"Ислам - мировая великая религия, это одна из традиционных религий в Российской Федерации, мы сами поддерживаем ислам и будем это делать, - заверил президент. - Но речь идет о поддержке более радикальных, что ли, направлений, и это само по себе создает очень неблагоприятную среду и атмосферу, которую на первый взгляд и не видно".
"После того, что случилось вчера, мы не можем исключить каких-то других инцидентов. И если они произойдут, мы так или иначе должны будем на это реагировать. И наши граждане, находящиеся в Турции, конечно, могут подвергаться значительной опасности, и МИД обязан об этом сказать", - пояснил Путин.
Справка "РГ"
В декабре 2014 года Верховный суд РФ признал террористическими международные организации "Исламское государство" и "Фронт ан-Нусра", запретив их деятельность на территории страны. Таким образом был удовлетворен иск Генеральной прокуратуры России. В связи с этим любое участие в деятельности "Исламского государства" и "Фронта ан-Нусра" на территории России считается уголовным преступлением.