Первое. Отношение Запада к России резко изменилось после парижских терактов и усиления российских бомбардировок ИГИЛ.
Второе. Тем не менее страны ЕС не собираются отменять санкции, введенные против России. Здесь возможны варианты - продлят ли эти санкции в декабре на год, на полгода или на 4 месяца, но что продление будет, практически никто не сомневается.
Что ж - оба факта понятны, ожидаемы. Резко вмешавшись в войну в Сирии, Россия во многом изменила пазл. Демонстрация сверхсовременного оружия - не на полигоне, а в действии. Демонстрация политической воли. Демонстрация того, что Россия при желании легко найдет на Ближнем Востоке союзников - без оглядки на США, страны ЕС.
Весь этот "русско-путинский стиль" хорошо знаком лидерам Запада, но неизменно производит впечатление "как в первый раз". В геополитических единоборствах Путин если и не становится абсолютным победителем, то, во всяком случае, показывает, что ни игнорировать, ни победить его практически невозможно и уж точно не под силу ни одному другому президенту (премьеру). Собственно говоря, в этом нет ничего нового. Недаром еще мировой рейтинг (который по счету?) - на сей раз рейтинг "Форбс" поставил его на первое место как самого влиятельного человека в мире.
Новое - не в очередной констатации всем известных фактов, а в том, что на сей раз Путин не противостоит "объединенному Западу", что сейчас открыто окно для возможного сотрудничества.
Окно это выбили террористы ИГИЛ. Сперва взорвав русский самолет, через несколько дней расстреляв парижан, они явились "весомо, грубо, зримо" и буквально схватив политиков за шиворот потащили их друг к другу - вам есть сейчас против кого дружить! При всей сумме взаимных накопившихся претензий Запада и России, игнорировать столь явную ситуацию все-таки невозможно.
И сближение (точнее, желание сближения) уже проявилось в 100 разных деталях. Принципиально изменилась атмосфера на саммите "двадцатки" по сравнению с аналогичной встречей год назад - по оценке западных СМИ, на сей раз Путин оказался в центре форума. Олланд предложил создать новую "широкую коалицию", включая США - Францию - РФ. И не просто "предложил", а летит к Обаме и Путину. Даже министр обороны США "более чем осторожно", но заявил о "возможности сотрудничать с Россией". Глава Еврокомиссии пишет в Москву письмо - предлагает расширить взаимодействие ЕС с ЕАЭС. Наконец, самый тонкий барометр - Московская фондовая биржа. Российские ценные бумаги стали резко расти, буквально со дня форума "двадцатки" индекс РТС вырос на 8 процентов, хотя цена на нефть продолжает снижаться! Так бизнес (кстати, включая иностранных инвесторов) реагирует только на надежду на "новое сближение".
Итак, можно сказать, что эмоциональный фон сменился. Главный вопрос - конвертируется ли это в реальные дела, в "расшивание" бутылочного политического горлышка? Будет ли снятие санкций, возвращение отношений Россия - Запад к "доукраинскорму" уровню? Или дальше улыбок и демонстрации уважения не пойдет?
Непримиримых противоречий (территориальные споры, военные конфликты) между Россией и Западом нет. Наши политические Системы и идеологические приоритеты различны, но все это сугубо внутреннее дело стран. Россия не пытается организовать госперевороты в Европе, а США или страны ЕС - в России. Кстати, то и другое просто невозможно - Системы там и там вполне стабильны.
Что касается Украины, то ЕС и РФ подписали Минские соглашения и настаивают на их выполнении. Понятно, что РФ обвиняет в нежелании выполнять Украину, Украина - Россию, и взаимные претензии могут при желании тянуться бесконечно. Но тогда - США и ЕС это много раз подчеркивали - санкции сняты не будут. Нужно ли это России?
Между тем, если минимальное доверие между РФ и Западом восстановится и при этом Россия покажет, что выполняет свою часть соглашений, то тогда у РФ и ЕС вполне достаточно политических сил, чтобы принудить Украину выполнить свои обязательства.
Вариант "война все спишет", т.е. война против ИГИЛ будет в любом случае означать "принуждение Запада к партнерству, несмотря на ситуацию на Украине", тоже выглядит странно. В конце концов Сирия и Украина - не сообщающиеся сосуды, и западные страны могут сказать - "да, мы хотим участия России, мы заинтересованы в нем, но ведь и Россия заинтересована в совместной борьбе против ИГИЛ!" Тем более не стоит увлекаться аналогиями - для "антигитлеровской коалиции" не хватает пустячка, а именно - III Рейха. Как ни отвратителен ИГИЛ, но он, очевидно, не несет той конкретной смертельной угрозы Западу и России, которую нес Гитлер. Да и все знают, что хотя победа над ИГИЛ необходима, но она будет - в отличие от разгрома Германии - лишь тактической. Как после ослабления "Аль-Каиды" возник ИГИЛ, так после ИГИЛ из того же черепа выползет змея террора в новой коже...
Но, может быть, "разрядка" с Западом вообще не нужна? Есть точка зрения, что антизападные настроения в любом случае "полезны" - сплачивают общество вокруг власти. Не обсуждая моральную сторону такого рассуждения, можно сказать лишь, что оно просто фактически неверно.
Рейтинг Путина - это не рейтинг антизападных настроений. Верно, большинство общества поддерживает антизападную риторику. Их занимает зрелище "геополитического шоу", которое каждый раз на всех ТВ-рингах нокаутом выигрывает Россия. Само ощущение "Врешь, не возьмешь!", "Не прогнемся!" традиционно близко народу.
Но рейтинг Путина гораздо устойчивее. Он завязан не на противостоянии с Западом, вообще не на той или иной конкретной политике. Этот рейтинг, скорее, характеризует самооценку общества и отношение к самой идее Государства и его единоличного Лидера - идее фундаментальной для российского народного сознания, структурирующей и легитимирующей социальную реальность. Просто Путин в силу своих личных черт и из-за общей ситуации, памяти о недавнем распаде Государства, "смутном времени", инстинкте "державного самосохранения" идеально попал в "пазл Правителя". Стал восприниматься как несущая конструкция Государства. Отсюда - отторжение всякой критики в его адрес (и критиков!), вера в его правоту, "боление" за него. Это не пиар-продукт, а реальное, глубокое настроение народа, тех самых 90 процентов. Бесспорно, такой "культурный код" - русский национальный, совсем не западный. Но различия с Западом тут исторические, генетические, с текущей конъюнктурой это слабо связано. При таких различиях могут быть и хорошие, и плохие политические отношения со странами Запада.
Вообще антизападное оборонное сознание - лишь поверхностный (хотя и демонстративный, агрессивный) слой, под которым лежит "сосредоточенно-государственнический" архетип российского социума. Он слабо связан с той или иной внешней политикой. Но даже и само "оборонное сознание" не нуждается в постоянном актуальном конфликте с Западом - вполне достаточно "презумпции конфликта", настороженного знания, что он всегда может возникнуть.
Так что возможная смена (cмягчение) внешнеполитической риторики никак не "подорвала бы основы". Наоборот, во многом пришлась бы по душе обществу - как ни бодрит виртуальная "борьба с Западом", но от нее тоже надо передохнуть...
А главное - вечно "борьбой" сыт не будешь. Речь не только об уровне жизни (хотя и об этом тоже), но о том, что людям хочется увидеть впереди просвет, надежду на социально-экономическое улучшение и вообще - Национальный Проект. Перспективу - не бесконечного "обострения геополитической борьбы", а мирного развития своей страны. Не "назло Надменному Соседу", а просто ради самих себя. Перезагрузка международных отношений - не самоцель, но одно из условий возникновения "нового равновесия" в обществе, перезагрузки социально-экономических планов самой России.