24.11.2015 17:56
    Поделиться

    Почему не нужно строить иллюзий о креативной работе

    На рынке труда креативная индустрия дает жизнь новым профессиям
    Молодые кадры с образованием все меньше хотят идти работать в формальный сектор и перетекают в креативные индустрии - сферу культуры, моды, дизайна, современного искусства либо становятся фрилансерами. В Петербурге работа в креативном секторе привлекает молодых людей на фоне сложной экономической ситуации, однако такая модель занятости делает их одновременно и одними из самых уязвимых категорий на рынке труда.

    Как сообщил недавно ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов со ссылкой на данные Росстата, в августе 2015 года уровень безработицы среди российской молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составил 16,5 процента при общем показателе уровня безработицы в 5,3 процента. Эксперт предсказал реальную проблему молодежной безработицы в ближайшие пару лет. По его словам, экономическая ситуация не способствует росту занятости в формальном секторе, многие предприятия просто "сбрасывают" персонал, вынуждая уволиться, особенно молодых и неопытных сотрудников. При этом молодежь с высшим образованием часто составляет наиболее социально требовательный класс общества, эти люди не готовы работать руками, они против жесткого регламентирования рабочих обязанностей, жесткого графика. Однако рынок труда сам находит выход - молодые люди переориентируются на неформальный, или так называемый креативный, сектор. У некоторых исследователей класс творческих профессий наравне с фрилансерами и гастарбайтерами уже получил свое отдельное название - прекариат, то есть подверженный повышенному экономическому риску и имеющий мало гарантий, временами даже бесправный на рынке труда.

    Преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Маргарита Кулева в своем исследовании пришла к выводу, что поэксплуатировать молодых сотрудников сейчас не прочь как "старые", унаследованные с советских времен учреждения культуры, существующие за счет бюджета, так и "новые" культурные институции, которые живут за счет собственных заработков.

    - Занятость в креативных индустриях сейчас уже мало соответствует прежним стереотипам о работниках культуры как "свободолюбивой богеме", - говорит Кулева. - В сфере искусства есть и неоплачиваемые сверхурочные часы работы, и реалии прекариата - непостоянной, нестабильной занятости. За счет найма и продвижения молодых сотрудников по службе организации постепенно сокращают возрастной персонал, а с его уходом "отступают" фиксированные часы работы, социальные гарантии и долгосрочный трудовой контракт.

    Это породило в среде исследователей разговоры о том, что творческая работа все чаще принимает предпринимательский характер, для которого характерны размытые границы между рабочим и личным временем, краткосрочность трудовых контрактов и неравенство в распределении ресурсов. При этом в галереях, креативных пространствах, арт-комплексах молодой новобранец может буквально за год существенно продвинуться по службе и занять руководящие позиции. Однако пока карьера идет в гору, условия труда ухудшаются. Это обязательно влечет за собой нерегламентированный рабочий день, рост личной ответственности за культурный продукт. По словам Кулевой, работник превращается в "стахановца нематериального труда". Часто оплата идет именно за работу с конкретным проектом, а не за количество отработанных дней или часов.

    - Поначалу мои обязанности ничем не отличались от работы бабушек-смотрителей в традиционных музеях - только сидеть у входа, предоставлять информацию о выставке, продавать на нее билеты, - говорит Юлия Березовская, куратор выставок в одном из петербургских лофт-проектов. - Работа несколько часов в неделю с ничтожной оплатой, естественно, не позволяет нормально жить. Во времена студенчества такая работа была подспорьем, однако показала себя и другая сторона креативной индустрии - непостоянство. Галерея быстро закрылась, и пришлось искать другое место работы. Даже возможность вписаться с такие крупные арт-проекты, как фестивали современного искусства типа "Манифеста", дала лишь временный опыт, это временная работа "на проект", не дающая стабильности.

    По словам работника одного из креативных кластеров Петербурга Ивана Беляева, пришедшего стажером и быстро доросшего до куратора проектов, со временем, когда начались более серьезные проекты, зарплата стала больше, однако график стал совершенно непредсказуемым, могло быть несколько дней без работы, а могли быть дни, когда ты на работе почти круглосуточно. При этом решать рабочие вопросы постоянно приходилось в свое "выходное время".

    - Актуальных вакансий, которые размещают учреждения культуры, музеи и арт-галереи, немного, - рассказала корреспонденту "РГ" представитель кадрового агентства Екатерина Скляренко. - Интервал по зар-платам, например, для художников довольно серьезный: от 20 до 55 тысяч рублей. Часто предлагают формат сдельной оплаты труда по итогам каждой отдельно выполненной работы. Средняя предлагаемая зарплата менеджера по продаже предметов искусства, арт-менеджера может варьироваться от 30-50 до 60-100 тысяч рублей в зависимости от объема продаж. При этом одним из условий работы для ряда позиций является наличие образования в сфере искусствоведения.

    По данным исследования Кулевой, в старых институциях финансирование проектов зависит от государства, зарплата здесь более-менее стабильная. Новые арт-центры "питаются" за счет притока публики, вместе с которым нередко приходят рекламодатели и спонсоры. Публики никогда не бывает достаточно, поэтому пиаром, рекламой и краудсорсингом в какой-то степени занимается каждый сотрудник, а одна должность всегда включает в себя ряд дополнительных обязанностей, все это обусловлено довольно скромным бюджетом таких организаций. Зарплата здесь связана со сделанным объемом, а не с графиком. Но люди держатся за такую работу, чтобы набраться опыта по профессии и чтобы не идти на работу в формальном секторе - в офис, на завод, в торговлю.

    - Чтобы хоть немного заработать, мы сдаем в аренду свои залы под разные мероприятия, - рассказала сотрудница культурного учреждения старой формации - киностудии "Лендок" Анастасия Степина, - естественно, приходится работать и на своих, и на привозных мероприятиях, рабочий день получается совершенно ненормированным, а обязанности охватывают почти все направления, от ведения переговоров до помощи в буфете. Но меня устраивает работа в творческой сфере. Насколько я знаю, в частных "альтернативных" кинотеатрах дела с зарплатой обстоят гораздо хуже, ее задерживают и выплачивают частями, а сотрудники сокращены до минимума, поэтому каждый работает за двоих.

    Как подчеркивают исследователи, креативный сектор занятости может только разрастись в ближайшее время и стать выходом для соискателей работы, оказавшихся в трудной экономической ситуации. В силу своей мобильности молодые сотрудники легко приспосабливаются к нестабильным и нелегким условиям и постепенно формируют новый пласт среди работающих граждан, на границе между "свободной богемой" и "работягой из офиса", с чертами и фрилансера, и наемного приезжего.

    Поделиться