Около 10 лет назад в столице стали появляться такие предложения, как разбор гардероба. Тогда же начался бум на отказ от шкафов и выделение отдельных комнат - гардеробных. Мода пришла из Америки, там эта услуга существует с 80-х годов прошлого века.
"Сейчас есть два ключевых направления работы. Первое: специалист следит за гардеробом и берет на себя все аспекты работы с ним, в частности, организует шопинг, как правило, четыре раза в год. Второе: специализированные консультации по формированию эффективных look из текущего гардероба, - рассказывает Александра Бадова, профессиональный имидж-консультант, преподаватель, член международной ассоциации имидж-консультантов AICI. - Первое направление - почти обязательный атрибут роскошной богатой жизни, второе - популярно у многих женщин, обычно среднего достатка, чаще всего такую услугу покупают как разовую".
Стоимость сервиса очень различается. Все зависит от опыта и самооценки стилиста. Стандартов нет, рынок не структурирован. В Москве - от 1,5 тыс. руб. в час, а может и бесплатно, если стилист совсем неопытный и нарабатывает портфолио. Средняя цена - около 3 тыс. руб. за час работы. Дорогие специалисты берут от 5 тыс. руб. в час и больше. "До сих пор, если стилист работает хорошо и растет в профессии, он мог раз в год безболезненно удваивать цены. Несмотря на кризис, я не думаю, что этот рост остановится. Рынок далек от насыщения", - считает Наталия Котляревская, основатель онлайн-стилиста SoFits.Me.
Философия общества потребления диктует нам покупать все больше одежды, новой и разной. Со временем гардероб начинает трещать по швам, да и вещи устаревают и перестают приносить удовольствие их обладателю. Иногда женщины сами себе не могут объяснить, зачем они купили ту или иную вещь, поэтому возникает необходимость навести порядок в шкафу. В идеале гардероб должен быть составлен так, чтобы можно было с закрытыми глазами выбрать первые попавшиеся вещи из шкафа и они прекрасно сочетались бы друг с другом. "По сути эта услуга очень похожа на клининговую. Приходит человек и наводит порядок в вашем гардеробе, при этом показывает и рассказывает, как вам сочетать те или иные вещи между собой", - говорит Нина Фомичева, совладелец агентства Style la vita.
Вся работа с клиентом проходит, как правило, у него дома, около его родного шкафа. Если формулу стиля можно разработать онлайн, то разбор гардероба требует офлайн-присутствия, кропотливой, аналитической работы. Методов продвижения услуги очень много: сарафанное радио, соцсети, личные сайты.
"У меня с детства тяга к порядку, я постоянно что-то раскладываю, перекладываю, мою, чищу, разгребаю, - рассказывает Екатерина Мальковец, эксперт по организации внутреннего пространства Smart Wardrobe. - Однажды, в период очередного застоя в моей основной деятельности, я вспомнила комедию, которую смотрела в самолете во время полета в Нью-Йорк. Там Дрю Бэрримор и ее подруга разбирали шкафы в богатых домах. Начала искать информацию о таких услугах в Интернете. Оказалось, что в Америке этот сервис очень популярен, там множество компаний, которые приводят в порядок не только шкафы, а дома, гаражи, офисы. Я использую информацию западных блогов с красивыми фотографиями, где красивые девушки рассказывают об организации домашнего пространства и хранении вещей. В России пока очень мало людей знают о таких услугах. Но проблема нехватки места, бардака и переизбытка барахла существует практически в каждом доме".
Частности отличаются, но общая схема гардеробного сервиса такова: клиент договаривается со стилистом о встрече. Хорошие стилисты перед "разбором" проводят установочную консультацию: важно понять, кто твой клиент, какие задачи он перед собой ставит. В первую очередь все, включая верхнюю одежду, обувь, сумки и украшения, нужно достать из шкафов, чтобы можно было одним взглядом окинуть весь гардероб. Потом вещи сортируются на те, что останутся в гардеробе, и те, которые его покинут. Это происходит не молча и не "потому что я так вижу": стилист обычно объясняет, в чем проблема каждой вещи. Это может быть ее состояние, неподходящий цвет, фасон. Вещь может устареть морально, но еще не стать винтажной. В процессе разбора клиент много узнает о себе, своем типаже, подходящих фасонах и тканях. Когда гардероб прорежен, стилист составляет образы с оставшимися вещами и фотографирует их. У клиента на руках оказывается каталог комплектов из своего шкафа. В процессе становится ясно, чего не хватает. Так формируется список будущих покупок.
"Мы можем привести в порядок и маленький винтажный шкаф, и гардеробную комнату в 200 кв. м. Официально услуга называется sorting. Она помогает преобразовать зону гардеробной в соответствии с удобством пользования, а также добавить элементы декора в виде наших фирменных бархатных вешалок и дизайнерских коробок ручной работы, - рассказывает Елена Суркова, основатель и генеральный директор компании Bright Shelves. - На рынке спрос есть. В основном среди людей бизнеса, причем как мужчин, так и женщин. Есть заказы от семей с детьми, от бизнесменов и бизнес-леди, от российских звезд шоу-бизнеса и актеров, от людей, переезжающих из квартир в загородные дома. Даже при имеющихся помощницах по хозяйству. В любом случае это люди определенного достатка и уровня жизни. А также люди с безусловной внутренней организацией. Люди, которым недостаточно отглаженных и чистых вещей в шкафах. Им нужно больше - идеальность в доме".
По словам Елены, войти в бизнес достаточно просто, было бы желание работать и отдавать время и энергию проекту. В России всегда был и есть большой провал в качестве любых услуг. Очень мало людей, любящих и желающих трудиться. Владелец может даже не знать, как манера общения его сотрудников снижает спрос со стороны клиентов: "Поэтому я присутствую на всех заказах, отвечаю на письма и звонки, а также помогаю своим девочкам в процессе работы. Мы беремся, даже если необходимо отремонтировать всего одну затяжку на платье".
Эксперты говорят, что количество частных специалистов по сопровождению гардероба будет расти. Сегодня курсы обещают доход от 100 тыс. руб. в месяц, и многие идут в эту индустрию, но потом разочаровываются. Шансы есть у тех, кто объединит грамотных стилистов, классный маркетинг, выстроенные цепочки продаж, четко организует процесс обслуживания, не жертвуя личным подходом. Все это вместе дает отличный сервис. Но пока таких компаний на рынке мало.
"Понимание, что стилист - это эксперт, который, по сути, продает не свой вкус как таковой, а свои знания и свою экспертную оценку в огромном мире информации, связанном с одеждой и модой, сейчас стало приходить ко все большему числу женщин. Но есть два ключевых препятствия. С одной стороны, большинство женщин уверены, что стилист - это дорого и унизительно, придет - начнет учить жизни. С другой стороны, многие думают, что, приглашая к себе стилиста, они расписываются в собственной неспособности красиво одеваться. Тем не менее на примере своей аудитории мы понимаем, что эта услуга может иметь успех на рынке при условии, что она будет правильно сформулирована", - резюмирует Анна Николаева, сооснователь проекта "Одевайся Легко".