Малый технологический бизнес поддержат корпорации

Индустриальным стартапам помогут решить проблему спроса на продукцию: 15 декабря пройдет финал федерального акселератора GenerationS, который в третий раз проводится РВК.

Акселерационная программа помогает начинающим предпринимателям получить навыки ведения технологического бизнеса, а также дает возможность доработать продукт в тесном взаимодействии с потенциальным корпоративным заказчиком. В этом году акселератор проводится по семи отраслевым направлениям (трекам) - Power&Energy (современная энергогенерация), Telecom Idea (телекоммуникации), Robotics (автоматические и робототехнические комплексы), Aerospace (технологии для авиакосмической отрасли), SmartCity (технологии для жизни, "умный город"), Oil&Gas (технологии и материалы в нефтегазовой сфере), BiotechMed (биотехнологии и медицина).

"В этом году задачей GenerationS было обеспечить сотрудничество малого инновационного бизнеса и крупных компаний. Поэтому мы отбирали проекты в сфере современной энергогенерации под запросы корпораций-партнеров: "РусГидро", РАО ЭС Востока, Группы "Т Плюс", МОЭСК (Россети) и других, - рассказала управляющий директор Next Capital, оператора трека Power&Energy Татьяна Строганова. - При этом стадия развития проекта была несущественна. Гораздо важнее - понимание потребностей крупной компании и того, как новая разработка может эту потребность удовлетворить, как она встраивается в производственные цепочки корпорации". На участие в акселераторе Power&Energy поступило более двухсот заявок, отобрано было 17, из них лишь пять попали в финал. "Все пять проектов находятся на стадии доработки опытного образца и подготовки к тестовым внедрениям и прорабатывают возможности сотрудничества с нашими корпоративными партнерами", - отметила Строганова.

Финалисты признаются, что главная проблема для них - выход на рынок. "Основная задача, которая стоит перед нами сегодня, это поиск инвестора для производства экспериментальной установки, - рассказала Мария Дударева, проект "Переработка золошлаковых отходов электростанций". - Чтобы выйти на крупных заказчиков, необходимо заработать определенную репутацию. Я прекрасно понимаю крупные корпорации: при закупках сырья у стартапов есть риски недопоставок, срыва сроков, поставок сырья несоответствующего качества. Поэтому мы очень внимательно относимся к контролю качества, и уже сейчас есть понимание того, как его обеспечить".

Александра Хальясмаа (проект "Система поддержки принятия решений для эффективной эксплуатации электросетевого оборудования") отметила, что для большинства стартапов инвестор - практически единственная возможность создать прототип или промышленный образец, "сдвинуться с мертвой точки".

"О тебе должны узнать. И если Москва - это город возможностей, где только ленивый не найдет себе заказчика, то на периферии все сложнее. Акселератор дал нам шанс найти своих заказчиков и сделать это быстро, что очень важно для инновационных продуктов", - добавила она.

Борис Чичигин (проект "Турбодиагностика") рассказал, что для индустриальных стартапов сложность заключается также в том, что перед реальными продажами необходимо провести испытания на оборудовании потенциального клиента, доступ к которому ограничен. До проведения испытаний предприятия реального сектора экономики не спешат финансировать НИОКР, опасаясь не получить ожидаемый результат. Получается замкнутый круг - денег нет, прототипа нет, испытаний нет, соответственно, нет продаж и бизнеса. Партнеры акселератора готовы предоставить площадку для испытаний - апробацию на реальном энергетическом объекте.

Для трека Oil&Gas были установлены высокие требования к проектам - они должны были иметь патенты и как минимум лабораторный прототип, а также быть готовы к продаже или внедрению своих разработок в нефтегазовый комплекс. "Сейчас именно на этапе между первыми испытаниями и внедрением на производство лежит мертвая зона для индустриальных стартапов, - рассказал генеральный директор Pulsar Venture Capital, оператора трека Oil&Gas Павел Королев. - Наша программа индустриальной акселерации нацелена на конкретный результат: подготовить команды к крупным продажам или найти стратегического партнера". Все финалисты трека имеют патенты, в том числе международные, на научные разработки. Каждый проект провел испытания собственных разработок, у трех проектов есть налаженное мелкосерийное производство.

"На рынке отсутствует решение в области промышленной теплоизоляции трубопроводов, емкостей и оборудования, которое обеспечит надежную эксплуатацию в течение длительного времени (более 15 лет) и будет универсальным с точки зрения рабочих температур, воздействия агрессивных сред и теплоизоляционных характеристик, - рассказала Ирина Гарустович (проект "Триотерм"). - К нам уже стали обращаться потенциальные потребители, и мы ведем переговоры о полевых испытаниях в условиях реальной площадки для оценки эксплуатационных свойств нашего продукта". По ее словам, основная задача проекта сейчас - успеть все в срок, потому что работы, как в любом стартапе, очень много, ресурсы ограничены, а заказчики уже ждут решение. Кроме того, проект требует привлечения дополнительных инвестиций для завершения отраслевой сертификации, запуска производства и на дальнейший маркетинг.

Отбирая проекты в трек SmartCity, эксперты ориентировались на стартапы на разных стадиях - даже самых ранних, когда у команды есть только проработанная идея и технология, но пока нет опытного образца. "Для нас было очень важно, чтобы стартап понимал свою бизнес-модель, видел целевые рынки и ориентировался на международную экспансию. Чтобы помочь командам мыслить более глобально, часть акселерационной программы мы провели в Берлине, - рассказал исполнительный директор LOGA Group, оператора трека SmartCity Александр Локтионов. - Там основатели проектов смогли пообщаться с потенциальными европейскими заказчиками, изучить местное конкурентное окружение и увидеть свой проект в более глобальном контексте". Все пять победителей трека SmartCity - молодые компании с очень большим потенциалом, добавил он.

"Когда ты придумал что-то новое, чего еще нет на рынке, сложно прийти к клиентам и сказать: "Купи", - поделился Василий Быков (проект Samocat Sharing). - Особенно если твои клиенты - крупные компании с длинными производственными и маркетинговыми циклами. Чтобы произвести и продать им продукт, недостаточно просто разместить страничку в Интернете". По словам предпринимателя, в процессе акселерации этап за этапом оттачиваются идея и продукт, он становится коммерчески привлекательным. В обычной жизни такой процесс занимает в десятки раз больше времени или денежных средств, потому что пришлось бы выпускать "сырые" версии без связи с рынком и на них тестировать спрос.