"Ни разу за три года мы не применяли массово физическую силу и специальных средств, - заявил Анатолий Рудый. - Подчеркиваю: массово. Во всех ситуациях, когда происходили волнения в учреждениях - в Уфе, в Нижнем Новгороде, других регионах - мы приходили, разговаривали, снимали причину".
Как сообщил Анатолий Рудый, в ведомственных вузах Федеральной службы исполнения наказаний уже введены специальные курсы переговоров. Если по-хорошему, то каждый сотрудник ведомства, контактирующий с заключенными, должен в той или иной степени овладеть наукой экстремальных переговоров. Но должны быть и специальные переговорщики, эдакий психологический спецназ для крайних случаев. Как бы то ни было, в тюремном ведомстве уже стали осваивать науку убеждения.
Свои заявления Анатолий Рудый сделал на открывшемся сегодня втором международном пенитенциарном форуме в Рязани. Организатор форума - академия Федеральной службы исполнения наказаний.
Сейчас в тюремном ведомстве внедряются новые формы работы, проходит эксперимент по созданию центров исправления осужденных. Но нередко в лентах новостей появляются сообщения о волнениях в той или иной колонии. Действительно ли, устраивая беспорядки, криминал борется за власть за решеткой? Или заключенных доводят до кипения незаконные притеснения, как порой говорят правозащитники?
По словам первого заместителя директора ФСИН, лидеры отрицательной направленности (так в тюремном ведомстве называют криминальных авторитетов), как правило, умело используют какие-то недостатки в работе администрации, а то и перегибы, чтобы раскачать ситуацию. Конечно, криминал борется за власть, но и дыма без огня нередко не бывает. Так какой выход?
Можно, конечно, окружить бунтующую зону спецназом, а потом дубинками разогнать заключенных по баракам. Но часто это только загоняет проблему внутрь, за внешним спокойствием вполне может тлеть огонь будущего бунта.
Правильный путь, считают эксперты, действовать не только силой, но и словом с умом. Нельзя защищать дубинкой произвол и злоупотребления. Если причиной бунта стали незаконные действия администрации, то их тоже надо пресечь.
В целом, как рассказал Анатолий Рудый, в этом году в местах лишения свободы на 12 процентов снизился уровень самоубийств. Также сейчас продолжается эксперимент по новым формам работы с осужденными, и разрабатываются новые психологические программы. Новые методы сегодня и завтра активно обсуждаются на дискуссионных площадках форума.
Как сообщили в пресс-службе ФСИН, в работе форума принимают участие представители руководства, структурных подразделений и территориальных органов ФСИН России, свыше 50 иностранных представителей из 16 государств, представители Организации Объединенных Наций, Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем (ICPA), Международной неправительственной организации "Международная тюремная реформа" (PRI), (заочное участие принимают представители из пенитенциарных служб и образовательных организаций Польши, Словении, Южной Кореи и Бельгии), свыше 50 ведущих ученых-пенитенциаристов России и иностранных государств, образовательных организаций ФСИН, МВД, Минобрнауки России, российских и международных общественных организаций, практические работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.