Трагические события, связанные с гибелью по вине турецких властей российского бомбардировщика Су-24, совершившего легитимные действия в воздушном пространстве Сирии в рамках антитеррористической операции против "ИГ", требует четкой юридической оценки. А на ее базе - мер международной ответственности. Прежде всего, поведение ВВС Турции в отношении российского самолета, применение ракетного оружия "воздух - воздух" на поражение - преступный акт. Такая квалификация полностью опирается на общепризнанное определение агрессии, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году.
Согласно ст.1 документа, "агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении". В соответствии со ст.3, среди действий, которые будут квалифицироваться в качестве акта агрессии, - "нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства" (п.d.). Как следствие этой оценки (правомочность применения РФ ст. 51 Устава ООН, закрепляющий право государства на самооборону). Об этом должны знать все прямые и косвенные инициаторы террористической войны, объявленной России, в лице ее спонсоров, идеологов и исполнителей. В том числе руководство Турции, Катара, Саудовской Аравии.
Становится очевидной идея ускоренного формирования антитеррористической коалиции под эгидой ООН. Актуально и создание международных трибуналов по рассмотрению действий фактических союзников ИГИЛ и других террористических группировок, составление из этих поборников зла доступного для всех стран и народов информационного списка персоналий. Что касается вчерашней истории, то Россия должна предпринять ряд срочных шагов. Среди них - официальное информирование о чрезвычайной ситуации Генерального Секретаря ООН, Председателя КНР, Президента США, руководство НАТО и Евросоюза, ОДКБ, других политических структур; созыв специального заседания Совета Безопасности ООН; проведение консультаций в рамках Совета Безопасности Российской Федерации; подготовка "Белой книги" с изложением фактов уничтожения российского Су-24 и юридических аргументов противоправного поведения ВС Турецкой Республики. Можно совершить и другие шаги, в том числе по линии парламентской дипломатии России.
Международное право на стороне России. Оно допускает применение к Турции конкретных политических, правовых и материальных мер воздействия. Нельзя не учитывать и возможности Международного суда ООН.