В качестве примера в Смольном приводят дом по проспекту Косыгина, 17, корпус 1. 20-этажка была построена в 2006-м, а четыре года спустя с фасада стали падать кирпичи. Выяснилось, что застройщик для облицовки использовал некачественные материалы, сэкономил на крепеже. Впоследствии здание неоднократно ремонтировалось, но полностью снять проблему не удалось - дом постоянно проверяют.
Отдельная история с мастикой, которую используют для заделки швов в домах. Вроде бы хороший теплоизоляционный материал, но в августе кусок такой мастики упал на пенсионерку возле дома по проспекту Наставников. Женщина попала в больницу. Падает и штукатурка. На Лиговском проспекте глыбы рухнули на припаркованные во дворе машины. В салонах никого не было, но ущерб налицо.
Уже никого не удивляют объявления типа "Осторожно, возможно отслоение штукатурного слоя" на стенах домов. Они появляются как в историческом центре, так и в новостройках. По мнению руководителя городского объединения домовладельцев Николая Питиримова, корень проблемы в том, что застройщики и подрядчики перестали делать поправку на влажный климат.
- В историческом центре еще в годы СССР полностью была изменена схема теплоснабжения. Как следствие, мы получили проблему сосулек из-за перетопа чердаков. До революции подвалы зданий всегда были сухими, так как помещения эти предназначались для хранения дров, и архитекторы проектировали здания именно с таким расчетом. Сейчас в подвалах находятся коммуникации, из-за вечно протекающих труб многие помещения затоплены, и дома постоянно находятся в условиях повышенной влажности. И фасады разрушаются во многом из-за всех этих пертурбаций, - считает эксперт.
В новостройках свои сложности. Когда возводились хрущевки и брежневки, в Петербурге руководствовались СНиПами, едиными на всю советскую страну, где было указано, что средняя температура зимой составляет минус 26 градусов. Сейчас статистика Гидрометцентра говорит, что в холодное время года в городе столбик термометра редко опускается ниже минус шести. Также в нормативах никак не учитывалась повышенная влажность. А потому с пятиэтажек точно так же сыплется штукатурка, а из межпанельных швов вылетает цемент и мастика.
В последние годы ситуация начала усугубляться тем, что при капремонте фасады стали активно утеплять, то есть слой штукатурки становится толще, а условия для ее закрепления не соблюдаются.
Тамара Дацюк, заведующая кафедрой строительной химии и физики СПбГАСУ, объясняет: в Петербурге массово нарушается очередность мероприятий по капитальному ремонту.
При подаче заявок в фонд капремонта жильцы или управляющая компания могут сами выбрать, что именно приводить в порядок. Плюс ко всему в Петербурге действуют несколько не связанных между собой целевых программ. Поэтому вначале в доме могут отремонтировать фасад, потом поменять все трубы и лишь третьим этапом становится ремонт подвалов и чердаков.
В принципе, в рекомендациях Смольного прописана необходимость обследования, указано, что дом лучше всего ремонтировать комплексно. Но рекомендации - это не жесткие нормативы, а потому вероятность того, что с принятием документа дома сразу начнут ремонтировать с учетом всех нюансов, невелика.
- Сейчас все упирается в средства. В лучшем случае комплексный ремонт одного дома длится четыре - пять лет. Но нередко он затягивается на десятилетия. При таком сроке компании, участвующие в ремонте, меняются несколько раз, и проверить, кто допустил нарушение технологии или представил неверные расчеты, очень сложно, - считает Николай Питиримов.
Сейчас жильцы сами частично оплачивают услуги по капремонту. Нормативный срок службы, к примеру, фасада после укрепления и утепления составляет около 30 лет. И окупаются такие мероприятия от 18 до 28 лет. Если фасаду капремонт потребуется раньше, то жильцам придется заново изыскивать средства. Кроме того, законодательство дает им некоторые возможности по контролю за ходом ремонта. Пробел пока один: привлечь к ответственности компании, которые неправильно проводили ремонт, и доказать в суде связь между протечкой труб и обрушением штукатурки трудно.
Сергей Старцев, профессор кафедры ТОЭС инженерно-строительного факультета СПбГПУ, руководитель научно-технического совета Жилищного комитета Петербурга:
- В данной сфере необходимо вводить жесткий контроль. Проверять в том числе нужно и арендаторов, которые проводят совершенно варварский капремонт в подвальных и цокольных помещениях, когда влажные кирпичи замазывают битумной мастикой. В результате нарушается вентиляция дома в целом, страдает фасад, за ремонт которого платят жильцы. Тот факт, что появляются документы, где указано, как надо работать, - это, безусловно, важно. Но в то же время, если жильцы будут контролировать ситуацию в каждом отдельно взятом доме, это не переломит ситуацию в целом. Увы, даже на городском уровне часто можно видеть, как безграмотно прокладываются коммуникации, как прорываются настоящие дренажные канавы, собирающие всю воду в округе. Только если все структуры начнут подходить к делу грамотно, можно добиться того, чтобы фасады перестали рушиться.