25.11.2015 17:24
    Поделиться

    СМИ: НАТО стоит задуматься о членстве Турции в альянсе

    Анкара втянула НАТО в свои неприглядные дела с террористами "Исламского государства"
    В среду президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неожиданно изменил показания в отношении сбитого турецким истребителем российского Су-24. Нельзя исключать, что произошло это под влиянием беседы турецкого лидера с президентом США, в которой тот посоветовал Эрдогану "сохранять хладнокровие". Основания для подобной двусмысленной рекомендации у главы Белого дома имелись: действия Анкары стали ударом в спину не только России, но также Соединенным Штатам, которые стремятся вовлечь Москву в свою антитеррористическую коалицию.

    Об этом шла речь на встрече Обамы с президентом Франции Франсуа Олландом, которого в четверг ждут в Москве. О координации действий с Кремлем в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" размышляли и в НАТО: ранее альянс неоднократно приветствовал российские усилия по борьбе с "ИГ" в Сирии. Не согласованный с натовским руководством удар Анкары выглядит предательством и в отношении союзников Турции по блоку. Возможно, желанием оправдаться и объясняется та поспешность, с которой практически сразу после инцидента с российским самолетом Турция собрала на внеочередное заседание послов стран НАТО. По его итогам генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг сделал заявление, где утверждал, что турецкая версия, объясняющая инцидент с Су-24, нашла подтверждение.

    Но источники в альянсе, чье мнение цитируют СМИ, сообщили обратное. Во-первых, по их словам, Столтенберг высказал только личное мнение, которое не было согласовано с другими участниками заседания. Во-вторых, Турция не предоставила убедительных доказательств, что российский самолет нарушил границу, в связи с чем "ряд стран членов альянса очень осторожно отнеслись к турецким жалобам". Как пояснили источники, присутствовавшие на созванной Анкарой встрече, турецкие ВВС предупреждали российских пилотов о приближении к границе Турции не десять, а всего два раза, причем "аудиозаписи переговоров пилотов ВВС Турции переданные турецким представителем, можно охарактеризовать как весьма непонятные". О том, что Су-24 был сбит в сирийском воздушном пространстве, знают и в Вашингтоне, сообщил агентству Reuters на условиях анонимности источник в Белом доме.

    Вместо безоговорочной поддержки со стороны членов НАТО, на которую, видимо, рассчитывал Эрдоган, он получил множество вопросов и нелицеприятных комментариев. Выступая в бундестаге, канцлер Германии Ангела Меркель заявила: "Скандальный инцидент с российским самолетом лишь обостряет ситуацию в Сирии". А вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль назвал Турцию "игроком, который по высказываниям из различных частей региона, является непредсказуемым".

    Не учел турецкий лидер и скрытое раздражение, которое испытывает к его стране большинство европейских руководителей, прямо обвиняющих Анкару в намеренном перенаправлении беженцев на территорию Старого света. А также в попытках финансового шантажа Европы: Турция требует денег за то, что будет препятствовать дальнейшему проникновению беженцев в Евросоюз. В немецкой и французской прессе и без того критически настроенной в отношении Эрдогана появились статьи, требующие помешать Анкаре использовать НАТО в своих интересах. Смысл комментариев сводился к тому, что после инцидента с российским Су-24 участникам альянса стоит задуматься над тем, должна ли Турция и дальше оставаться членом НАТО. И уж точно нельзя позволить Эрдогану втянуть членов альянса в свои неприглядные дела с террористами из "Исламского государства".

    Как объясняют эксперты, Анкару испугало, что после терактов в Париже все более стало казаться, что Запад и, прежде всего, Франция могут смириться с нахождением у власти в Сирии президента Башара Асада. Решившись на провокацию с самолетом, Турция рассчитывала убить двух зайцев. Во-первых, помешать созданию единой международной коалиции по борьбе с "ИГ", поскольку, по мнению Анкары, российские военные не захотят сражаться в одной коалиции с НАТО, куда входит Турция. И, во-вторых, наглядно продемонстрировать свою поддержку террористическим группировкам, несущим тяжелые потери от действий российской авиации.

    Однако эффект оказался обратным - члены альянса заговорили о попытках Турции разделить с НАТО ответственность за поддержку "ИГ" и теракты в Париже. Как пишет газета Die Tageszeitung, "Эрдоган, несмотря на противоречивые заявления, вероятно, видит в ИГИЛ меньшее зло по сравнению с Асадом и по-прежнему называет свержение Асада главным приоритетом".

    Еще один вывод, который прослеживается в комментариях СМИ: дружественные государства так, как Турция, не поступают: ведь российский самолет Турции никак не угрожал. А потому объяснения Эрдогана, что действия его страны обусловлены "защитой ее безопасности", выглядят надуманными. Как заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков после беседы с замгоссекретаря США Роуз Готтемюллер, серьезность произошедшего и недопустимость подобных инцидентов, как ему представляется, "американской стороне очевидна".

    В МИД РФ сделали "жесткое представление послу Турции в связи с инцидентом вокруг российского самолета". Однако на данном этапе вопрос об отзыве российского посла из Анкары не рассматривается. В Москве ждут объяснений от турецких властей по поводу трагического инцидента.

    В среду турецкие власти поменяли показания. Как следует из письма, направленного из турецкого постпредства в ООН, Анкара не знала, что самолет, который якобы нарушил ее воздушное пространство, принадлежит России. Такую же версию событий в среду озвучил Эрдоган. Теперь он утверждал, что о принадлежности сбитого самолета ему стало понятно "только после того, как об этом заявили российские власти". А обломки Су-24, упавшие на турецкой территории, якобы ранили двух человек. Но опять же никаких доказательств своих слов Эрдоган не привел. Новая трактовка событий официальной Анкарой выглядит по меньшей мере противоречивой, если вспомнить, что после инцидента турецкие военные сначала вообще все отрицали. А затем, когда уничтожение российского самолета стало доказуемым, начали обвинять летчиков в нарушении турецкой границы.

    Впрочем, ответ на вопрос, для чего Анкаре понадобилась эта громкая провокация, все же прозвучал. И озвучил его опять же президент Турции. Сбив российский самолет, его страна, по словам Эрдогана, защищала права "туркменских братьев". Тех самых, живущих в Сирии, которые состоят в отряде "Сирийские туркменские бригады" и воюют совместно с другими террористическими группировками против законного президента САР Башара Асада. Другой задачей Эрдоган назвал создание Анкарой "совместно с союзниками гуманитарной зоны безопасности на севере Сирии". В ней, видимо, по задумке президента Турции и разместятся в безопасности воюющие против Дамаска террористические группировки, включая "ИГ". А "зонтиком" у них станет североатлантический альянс в лице Турции, у которой, как заявил в среду премьер Давутоглу, "нет намерения усложнять и напрягать отношения с Российской Федерацией, поскольку Россия - друг и сосед Турции".

    Поделиться