- Не волнуйся, мы не должны никуда ехать, Франция - наш дом, - вступает в разговор отец и объясняет сыну прямо перед камерой, что плохие люди есть везде и у них есть оружие, зато у хороших людей есть цветы. Ребенок справедливо возражает, что цветы не помогут.
- Видишь все эти цветы? (Кругом много цветов и зажженных свечей в память о погибших.) Они здесь для того, чтобы бороться с насилием, - объясняет отец. - Они могут нас защитить. Они помогут не забыть тех, кто нас покинул.
Это видео в первые дни после французской трагедии посмотрели 15 миллионов человек. Многие из них оставили комментарии, в которых вслед за малышом поверили в то, что цветы и свечи действительно могут защитить.
Как бы нам ни хотелось, мы не можем оградить наших детей от реального мира, в котором есть не только улыбки, любимые игрушки, друзья и праздники, но и болезни, горе, смерть и террористы.
Мой пятилетний сын Ваня, увидев по телевизору сюжет о жертвах терактов, спросил: "Мама, эти люди умерли? Почему их убили?" Признаюсь, я не была готова к такому разговору, поэтому просто ушла от темы, сказав, что это не по-настоящему и на самом деле все люди живы. Через 5 минут ребенок вбежал в комнату с игрушечным пистолетом в руке и радостно закричал: "Бах-бах, я тебя убил…" Для него это игра, в которой "убитый" всегда оживает...
Кто не играл в детстве в "войнушку". Но современные дети все чаще играют в террористов: освобождают заложников из захваченного "террористами" паровозика-горки на детской площадке или "взрывают" построенный из кубиков дом. Это пугает, настораживает и даже возмущает взрослых. Психологи напоминают, что игра - способ постижения и принятия мира. Так ребенок примиряется с реальностью. Но это не значит, что с детьми не нужно об этом разговаривать. Но как найти слова, чтобы рассказать ребенку, что в жизни люди умирают навсегда? Как объяснить, что есть хорошие люди и есть плохие, которые могут причинить другим людям боль и страдание? Как предупредить его об опасности, не напугав и не превратив в испуганного зверька, который будет ходить по улицам, постоянно озираясь и шарахаясь от чужих людей? С маленькими детьми проще, им можно рассказать любую историю, и они поверят. А вот школьники не поверят родителям на слово, им нужно что-то большее, чтобы почувствовать себя в безопасности. Они смотрят выпуски новостей, следят за информацией в Интернете, слышат разговоры взрослых и наблюдают за их реакцией. Они будут задавать совсем другие вопросы, ответить на которые гораздо сложнее. Тем более что поколение современных молодых родителей сами, будучи детьми и подростками, тоже боялись и задавали своим родителям те же вопросы после взрывов жилых домов и в метро, после захвата заложников в автобусах, больницах и школах. Какие бы слова мы, взрослые, ни подобрали, главное, чтобы ребенок знал, что он не один, его окружают любящие люди, рядом с которыми не страшны никакие террористы.
Ольга Маховская, кандидат психологических наук, автор книги "Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить"
- Про то, что есть террористы, говорить нужно, причем как можно раньше. Со времени первых терактов в России выросло поколение взрослых, некоторые из которых стали вторичными жертвами терактов. Это дети, шокированные телевизионными репортажами, паническими криками и высказываниями родителей. В результате психологи и психиатры констатировали, что новое поколение выросло в два раза невротичнее, чем их родители.
Теракты формируют краткосрочную установку на жизнь, которая может внезапно, без всякой причины закончиться в самый счастливый момент. Столкнувшись с такой несправедливостью, и ребенок, и взрослый могут потерять мотив жить и действовать дальше. Ребенок будет расти, внешне меняться, а внутри так и останется перепуганным и беспомощным, не способным принимать решения самостоятельно. Задача родителей предупредить и амортизировать психологические последствия теракта. Детей больше всего волнует вопрос, как справиться со смертью. Поэтому не стоит говорить ребенку, что смерть неизбежна и все мы когда-нибудь умрем. Лучше расскажите, что человек преуспел в борьбе за жизнь, в этом ему помогают, например, современная медицина. Или что большинство людей избегают "падения кирпича на голову" благодаря осторожности. Существуют четкие правила, как избежать опасных ситуаций, и ребенок просто должен их выучить.
Образ террориста кажется ребенку привлекательным, потому что он делает, что хочет, и все его боятся. Поэтому в детской картине мира добро и зло должны быть поляризованы и четко обозначены. Террорист - злой и опасный человек, от которого нужно держаться подальше. Поэтому базовым навыком безопасности для ребенка должно стать умение говорить "нет!" чужаку. Придумайте рассказ о террористе, который, как Дракон или Кощей, держал всех в страхе, требуя все новых жертв. Дракон - типичный террорист: у него злое сердце, и все, что он делает, это убивает. Но все уязвимы, и в конце концов люди с ним справляются. В жизни, как в сказке, должен быть супергерой.
Из книги Ольги Маховской "Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить"