Еще большие вопросы вызывает реакция официальной Анкары. Сначала президент Эрдоган в среду утром заявил о том, что, дескать, турецкая сторона не знала о том, что сбитый самолет - российский. А затем, в ходе телефонного разговора с Сергеем Лавровым, эту информацию пытался довести до него министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.
"Он выразил сожаление в связи с тем, что произошло, но одновременно пытался оправдать действия военно-воздушных сил Турции тем, что российский самолет нарушил воздушное пространство этой страны. Он сказал, что, несмотря на многократные предупреждения, самолет на целых 17 секунд залетел в воздушное пространство Турции. Говорил и о том, что турецкие диспетчеры и летчики не знали, что это российский самолет, так как там летают и сирийские военно-воздушные силы", - сообщил Лавров.
Между тем, как особо отметил глава российского МИДа, турецкие самолеты до полутора тысяч раз в год нарушают воздушное пространство соседней Греции. И ссылки турецкой стороны "на 17 секунд" звучат в этой ситуации крайне нелепо.
Российский министр также рассказал о странной реакции НАТО на произошедшее. "Заявление генсека НАТО по Су-24 покрывает турецкую сторону. Мы обратили внимание на то, что, по итогам вчерашнего заседания Совета НАТО, которое созвали турки, на уровне постоянных представителей в Брюсселе, звучали весьма и весьма странные оценки, оценки, которые не содержали никакого сожаления, никакого соболезнования, а, по сути, имели целью покрывать то, что сделали турецкие ВВС", - отметил Лавров.
Отдельно российский министр остановился на роли Турции в противодействии терроризму в регионе. По его словам, Анкара неподобающе отреагировала на действия России в Сирии. "Террористы используют для подготовки территорию Турции, и это не является секретом. По последней информации, в этом самом районе, который наши турецкие коллеги считают населенном туркоманами, там не только, как сказал вчера президент России, насчитывается несколько сотен или тысяч боевиков из числа граждан Российской Федерации, которые представляют прямую угрозу нашей безопасности, безопасности наших людей. Но и по имеющейся информации, в этом районе расположена инфраструктура боевиков, включая склады с вооружением, боеприпасами, командные центры, пункты снабжения", - сообщил Лавров.
По его словам, он обратил внимание турецкого коллеги на то, что удар по российскому самолету пришелся после бомбардировки нефтяных районов, контролируемых террористами ИГИЛ. Как известно, этот "сырьевой" канал используют турецкие контрабандисты. Однако глава МИД Турции не ответил на вопрос Лаврова, стремится ли Турция оградить территории, где расположены объекты инфраструктуры боевиков в Сирии. Российский министр также заверил, что Москва не собирается воевать с Турцией. "Отношение к турецкому народу у нас не изменилось. У нас возникают вопросы к действиям нынешнего турецкого руководства. У российских властей нет планов наносить визиты в Турцию и принимать представителей Турции в Москве. На турецкой территории накопилось слишком много явлений, которые представляют собой прямую террористическую угрозу нашим гражданам", - пояснил министр иностранных дел России.
Он дал понять, что Москва не намерена искусственно создавать проблемы для турецких производителей и экспортеров, которые, "конечно же, не несут никакой ответственности за то, что произошло". Отдельно он коснулся рекомендаций российским гражданам не посещать Турцию. "Это не месть. Мы оценили наличие террористической угрозы в Турции весьма объективно. Будут подготовлены предложения для доклада президенту РФ Владимиру Путину. Конечно, мы не будем делать каких-то предложений, которые будут искусственно создавать отчуждение между народами наших стран. То, что касается тех соглашений, которые мы заключали с турецким правительством, которое сейчас работает в Анкаре, конечно, как сказал президент, мы будем серьезно переоценивать и переосмысливать все то, что происходит в наших отношениях", - заключил Лавров.