Собственно, полноценного обсуждения законопроекта, конечно, быть не могло: представителям бизнеса доверили внести предложения по изменению нескольких, так называемых незащищенных статей (по данным областного минфина, 94,3 процента расходов - защищенные, в том числе 70 процентов - социальные). "Полномочия" участников бизнес-слушаний ограничивались пересмотром сумм, направляемых на субсидии промышленным предприятиям, сельхозпроизводителям, на строительство объектов образования, здравоохранения, спорта, индустриальных и технопарков и т.п. Помимо перераспределения расходов был вариант увеличить доходную часть путем отмены или сокращения некоторых налоговых льгот.
Несмотря на игровой формат, обсуждение было бурным, а его результат - весьма любопытным. Участников разбили на пять команд - по размеру компаний и географии их размещения, и позиции в некоторых случаях оказались диаметрально противоположными. Так, крупный бизнес посчитал важным сохранить льготы для промышленности, но уменьшить субсидии на поддержку "братьев меньших" и проектов ОЭЗ "Титановая долина" и индустриального парка "Богословский".
- Есть ощущение, что расходы на инфраструктуру не дают гарантированного результата. Репутация этих проектов такова, что возникло мнение: можно и не тратить на них столь внушительные суммы, - резюмировали за первым столом.
Команда малого бизнеса, напротив, предложила нещадно "порезать" льготы крупняку: мол, им и так все достается в этой жизни. Предприниматели из глубинки сделали свой вывод: в условиях кризиса как никогда необходимо всеми силами поддерживать мелкий бизнес на территориях, поскольку важнейшая задача властей - обеспечить занятость населения. Одна из команд внесла небанальное предложение: сократить расходы на строительство больниц и детсадов, а высвободившиеся деньги направить на развитие государственно-частного партнерства в этой сфере, то есть решить ту же самую проблему с помощью частной инициативы.
После всего прозвучавшего неожиданным стал итог голосования: большинство предпринимателей поддержало позицию команды среднего бизнеса из Екатеринбурга. Ее представители рассказали, что изначально покушались и на льготы, и на субсидии, но потом "человек из минфина очень понятно объяснил, как принимались те или иные решения". И резюме было следующим: в проекте бюджета ничего менять не надо.
Эксперты заключили: игра оказалась весьма полезной для обеих сторон. Чиновники увидели нетривиальный взгляд на бюджетный процесс, а представители бизнеса, может быть, впервые сумели уйти с позиции потребителей.
- Мы находимся в сложной ситуации: бюджета на все не хватит, мы вынуждены расставлять приоритеты. Мне особенно импонирует позиция команды, предпринявшей попытку просчитать социальные последствия реализации своих предложений, - прокомментировала вице-спикер Законодательного собрания области Елена Чечунова.
Алексей Орлов, первый вице-премьер правительства Свердловской области
- Мы говорим о максимальной открытости бюджета и считаем, что именно "бюджет развития" должен обсуждаться широкими слоями предпринимательства. Многие предложения бизнес-сообщества будут взяты нами на вооружение, как это произошло при обсуждении мероприятий по повышению рейтинга инвестиционной привлекательности региона, которые уже вошли в "дорожную карту". Очень важно, что власти получили обратную связь от бизнеса.