Уральский суд: диспетчеры такси не отвечают за безопасность

В Свердловской области суд вынес решение, прецедентное для развития цивилизованных таксомоторных услуг: по сути, оно освобождает службы заказа такси от ответственности за безопасность пассажира. То есть клиент садится в машину на свой страх и риск: он должен сам решить, заслуживают ли доверия водитель и его автомобиль.

За последние полгода в регионе заработало несколько новых служб такси - онлайн-диспетчеры федеральных и международных логистических сервисов. Они зашли в довольно тесное и структурированное пространство, где, исчерпав все резервы, за клиента борются уже с помощью демпинга. По данным регионального минтранса, в Свердловской области выдано около 20 тысяч разрешений для ИП на перевозку пассажиров, при этом зарегистрировано около пяти тысяч перевозчиков. По разным оценкам, от трети до половины рынка частного извоза находится в тени.

Только в Екатеринбурге пассажирскими перевозками занимаются около сотни компаний. По оценкам участников рынка, из них не более десяти процентов собственно таксомоторные (имеют автопарк и штат водителей и несут ответственность за безопасность перевозок). Остальные просто принимают заказы и передают их водителям (по договору или без такового), то есть оказывают фактически лишь диспетчерские услуги - бесплатно получают информацию от клиента и продают ее перевозчикам.

Реклама одной из таких фирм и спровоцировала судебный процесс. По заявлению прокуратуры Каменска-Уральского антимонопольная служба признала компанию виновной в нарушении закона "О рекламе": диспетчеры, по мнению ФАС, не могут обещать именно заказ такси, так как не дают гарантии, что по вызову приедет водитель с лицензией, а не какой-нибудь нетрезвый "бомбила".

Решение УФАС о недобросовестной рекламе служба заказа такси обжаловала в суде, и Арбитражный апелляционный суд антимонопольщикам отказал. Он решил, что ответственность за перевозку пассажиров без соответствующего разрешения целиком и полностью ложится на водителя, а не на организацию, предоставляющую информационные услуги: "стрелочники" не обязаны проверять наличие и актуальность лицензии.

О том, что "стрелочник", если что, не виноват, напоминает и областная ГИБДД, обратившаяся к свердловчанам с официальным заявлением: "Чтобы не стать заложником ситуации и не пострадать по вине водителя-предпринимателя, попав в ДТП, необходимо выбирать в качестве перевозчика службы такси, которые имеют собственный таксопарк".

Это, конечно, хорошо, но у диспетчерских служб другие преимущества.

- Онлайн-сервисы - высокотехнологичные IT-компании, которые дают потребителю такие возможности, о которых еще вчера нечего было и мечтать, - уверяет директор компании из Уфы Александр Деобальд.

По отчетным данным одной из таких компаний, в Екатеринбурге в первом полугодии 2015-го ежемесячно пользовались ее услугами 13 тысяч горожан, к сервису подключено 1200 водителей, одна поездка в среднем занимает 18 минут, среднее время ожидания - десять минут, средний чек по тарифу "эконом" - 156 рублей. Как сообщила региональный представитель компании Александра Репьева, самая популярная точка назначения - аэропорт Кольцово, пиковое время - вечера пятницы и субботы, когда заказов в полтора-два раза больше, чем в рабочие часы по будням.

- Независимых исследований рынка такси в Екатеринбурге не проводилось, - утверждает Алексей Сохович-Канаровский, региональный директор сервиса. - Эксперты оценивают объем этого рынка в 60-70 тысяч заказов в день. Число онлайн-заказов в городе не превышает 3-5 процентов от общего числа поездок.

По оценке Романа Деменьшина, собственника транспортного холдинга, онлайн-диспетчерам досталось около одного процента рынка, годовой объем которого, по мнению аналитиков международного сервиса, в перспективе достигнет четырех миллиардов рублей.

- Ничего революционного они не предлагают, - говорит Павел Стенников, начальник отдела службы заказа такси. - Они пришли на достаточно развитый рынок, где у компаний есть все современные инструменты. Мы тоже около половины заказов получаем через онлайн-приложение.

К сожалению, сейчас статус служб заказа такси и сфера их ответственности законодательно не регулируются. Законопроект "О госрегулировании деятельности по перевозке пассажиров легковым такси" в сентябре принят в первом чтении, готовится ко второму. Он должен разграничить понятие фрахтовщика (перевозчика) и операторской службы (информационного центра) и определить степень ответственности последней за качество именно информационных услуг, то есть достоверность сведений о заказе.

Кстати

Онлайн-сервис по поиску попутчиков для междугородних поездок тестируется на Урале - на маршруте из Екатеринбурга в Челябинск и обратно. Водитель сообщает время отправления, попутчики просят взять их с собой за некое вознаграждение. По данным сервиса, ежедневно в обе стороны 40-80 водителей предлагают свои услуги, средняя заполняемость - 2,8 человека на автомобиль, то есть сейчас с помощью сервиса между Екатеринбургом и Челябинском совершают поездки около 180 человек - чуть больше трех плацкартных вагонов или четырех автобусов.