Напомним, что 35 лет назад это произведение уже экранизировал Виталий Мельников под названием "Отпуск в сентябре". В роли неудачника Зилова там блистал Олег Даль. Его партнерами были Ирина Купченко, Юрий Богатырев, Николай Бурляев и Евгений Леонов. На этот раз роль Зилова играет Евгений Цыганов, запомнившийся нам по сериалу "Оттепель". И теперь герой работает уже не в Центральном бюро технической информации, а в современной редакции популярного сайта. Но по-прежнему мается и терзается, несмотря на новоселье (уже не в квартире, а в таун-хаусе). Его отношения с женщинами (жена - Чулпан Хаматова) и коллегами по-прежнему загадочно-драматичны, а единственной отдушиной по-прежнему осталась, как ни странно, охота. Корреспондент "РГ" поговорил с актером во время фестиваля "Окно в Европу", где Евгений Цыганов и Александр Прошкин представили новую картину зрителям.
- Евгений, почему вы согласились на предложение Прошкина?
- Понимая, что история очень рискованная, я не мог от нее отказаться, потому что это Прошкин! Потому что интересная роль. Потому что потрясающие партнеры. Но при этом я четко понимал, что мы обречены на сравнение с другими версиями… Но, наверное, успех в нашем деле тоже не самое главное…
- А что самое главное?
- Необходимость высказаться. Насколько я понимаю, для Александра Анатольевича было важно высказаться про сегодняшний день. Про те понятия, которые нами двигают. Про сегодняшнее общество про изменения в нем. Это высказывание было для него важно. Наверное, мастер в свои 75 лет имеет на него право… А нам надо было ему довериться. Актеры от таких историй не отказываются.
Да, история впрямь не очень-то веселая, в некотором смысле - тяжелая, мрачная. Но мы пытались уйти от этого давления, от истории про предательство и нелюбовь. Думаю, это, скорее, история про желание жить.
- Насколько Зилов современен? Для многих ведь он так и остался в том вампиловском времени, в душном советском обществе…
- Думаю, это вопрос к Александру Анатольевичу Прошкину. А он, кстати, считает сегодняшний день более душным, чем то время, когда пьеса была написана…
Кстати, вот интересный факт. Когда пьеса была написана, то современники драматурга, ребята из того самого конструкторского бюро города Барнаула заявили, что это поклеп, что ничего такого нет у них. Что у них все по-другому, нет ни Зилова, ни других персонажей. И даже написали письмо в ЦК. Именно после этого пьесу запретили.
Так что это еще вопрос, актуальна ли пьеса. Ведь и в то время считали, что такого быть не может… Но Александр Анатольевич допустил, что такой персонаж вполне возможен и в наши дни. И мне кажется, что он такой и есть - из наших дней.
- Зилова можно назвать героем нашего времени?
- Нет, думаю, его нельзя назвать героем… Тем более, героем нашего времени. Никакой он не герой… Зритель попадает на место этого персонажа и принимает для себя решения. Сам зритель должен для себя понять, герой это или не герой. Это тоже определенная душевная работа.
- Есть у него что-то общее с вашим героем из "Оттепели" - оператором Хрусталевым?
- Не знаю… Только то, что они оба - мужчины.
- Причем ускользающие…
- Да… Может быть… Можно найти такой элемент. Но я сыграл и того, и другого персонажа так, как задумали режиссеры… Они ведь очень разные. Хрусталев - фанатик профессии. Зилов в этом смысле пофигист. Это два разных человека. Один - московский мажор из 60-х годов, другой - провинциальный журналист, который просто равнодушно делает свою работу. Да, оба они мужчины. У обоих не все гладко в личной жизни, да и в отношениях с друзьями. Вот и все, пожалуй.
- А вам его жаль, своего конформиста Зилова?
- Я не думаю, что он так сильно давит на жалость. Это не об этом… Да, он равнодушен. Не верит в то, что делает. Но он идет на компромисс ради семьи.
- Это очень сложная, неординарная роль. А вы на экране вроде так легко живете…
- Это действительно непростая история. Драматичная. Причем для всех ее участников. А работа над ролью - это отдельный разговор.
- В вас все-таки кого больше - Хрусталева или Зилова?
- Ну… Я же не психиатр для себя. И вы, наверное, не священник, чтобы исповедоваться на тему, где и какого меня больше... Поэтому мне трудно ответить на этот вопрос…
Поймите, есть сценарий, есть режиссер, который хочет увидеть определенного героя - слабого или сильного, сомневающегося или уверенного… Видимо, режиссеры этих фильмов увидели во мне возможность передать на экран то, что им задумывалось.
- Что запомнилось на съемках?
- Был замечательный момент, когда мы снимали озеро. Это был первый или второй день съемок. Я сидел на берегу в избушке, курил под дождем и видел, как на берегу озера стоят три человека под проливным дождем. Александр Анатольевич, оператор Шандор Беркеши и звукорежиссер со своей пушкой в полиэтилене. Я смотрел на эту унылую картину - озеро, лес и три маньяка, которые мокнут и тоскливым глазом смотрят куда-то вдаль. И подумал, что это все очень похоже на кино. Что я вдруг очутился на съемочной площадке - причем не в 2014 году, а в каком-нибудь 1967-м или 1973-м. Я увидел трех истовых людей, готовых простоять сутки под этим проливным дождем и ждать, когда все это прояснится… Это не история огромных бюджетов, гигантских групп, рельсов, кранов, вертолетов… Просто стоят три психа под тремя зонтами. И это - кино.
- А пересматривали старый фильм с Олегом Далем?
- Нет. Я его и так помню. Но я перечитывал пьесу. Помню, что Даль в этом фильме ну… очень определенный… Он аристократичен. Даже высокомерен. Такой у него был этап в жизни, видимо. И он очень в этом прекрасен, остроумен… К тому же там вампиловский текст. Но вообще я судить не готов. И думаю, что сравнивать эти оба фильма бессмысленно.
- Если честно, "Райские кущи" вам понравились?
- Да. Мне было интересно его смотреть. У меня было свое ощущение отдельных сцен… Мне было очень интересно работать с Александром Анатольевичем. И я очень люблю своих партнеров. Со многими из них я работал уже не первый раз. И я очень люблю Шандора Беркеши как оператора. Но, честно говоря, я не представлял, что из этого должно сложиться…
Мне кажется, что в итоге это похоже на кино… Что имеет отношение к киноязыку… Я вижу в этом какую-то цельность. Общую атмосферу. Общее настроение. Видение автора. Мне ценно это. Да, я не могу сказать, что это безупречная история. Нет. Но у нас и герой небезупречный, и время такое непростое.
- У героя увлечение очень мужское - охота... Вы признаете охоту?
- Никогда в жизни не охотился. И не буду, думаю. Я думаю, что в русском языке это слово имеет множество смыслов. В некотором смысле оно имеет значение желания. И когда человек говорит: "Давайте выпьем за охоту!", то имеет в виду не убийство живых существ. Просто есть обязательные вещи в семье и социуме.
А есть - охота. Это что-то иное, почти животное, почти инстинктивное… Это можно услышать в нас, а можно и не услышать. Возможно, мой герой, Зилов, захотел это слышать. И оказался в этом конфликте. И разрешить его не смог - он ведь не сильный, не супергерой.
- Евгений, а как пришла идея попробовать себя как режиссер в театре?
- В театре эта идея возникла достаточно случайно. Три года назад этой пьесы ("Олимпия", - Н.Б.) не могло быть - ее Оля Мухина только что написала… У меня были мысли сделать другие постановки… Но так сложилось.
- А фильм поставить - слабо?
- У меня есть несколько историй для кино, но, возможно, что все сложится совершенно неожиданно…
- Будет продолжение "Оттепели"?
- Это вопрос к Валерию Тодоровскому.
- А будете сниматься, если позовет?
- Но это некорректный вопрос… Сейчас все готовится. И надо понять еще, что за история будет. Валерий хотел снимать в Одессе - но там сейчас это невозможно. А что завтра будет - неизвестно.
- А где снимаетесь сейчас?
- Снимаюсь у Нигины Сайфуллаевой. У Славы Росса - там большая история предстоит. Будет и новая постановка в театре Фоменко. Я надеюсь, что в этом сезоне все сложится.
- А правда, что вы телевизор не смотрите?
- Правда. Не смотрю…