К такому выводу пришли участники прошедшего в рамках IV форума Всероссийской програ"Святость материнства" в Казани круглого стола, посвященного образованию и воспитанию, как основам для укрепления традиционной культуры брака и семьи в России.
Но прежде следует тщательно подойти к концепции образовательного курса. Ее отсутствие, как считает член-корреспондент Российской академии образования (РАО), председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства Артур Реан, может привести к серьезным проблемам. В отдельных учебных заведениях разных субъектов страны этот предмет уже активно преподается. И везде программы отличаются, хоть и основаны зачастую на одних и тех же методических пособиях.
Собственно, круглый стол в рамках форума и стал площадкой для обмена опытом и мнениями педагогов из многих городов.
По словам профессора Лидии Карцевой, занимающейся развитием семьеведения в Татарстане, курс должен быть тесно связан с воспитанием. Он может быть схожим с существующим сейчас "Обществознанием", но основываться строго на социальных началах.
- С первого класса учащиеся знакомятся с фундаментальными понятиями брака и семьи: обязанности, психологический комфорт, совместные занятий и так далее. Конечно, основной акцент делается на пропаганде традиционных семейных отношений, любые инновации в этой сфере рассматриваются, но только в виде информирования, - пояснила профессор.
Она также добавила, что уроки на семейные темы для школьников не только не являются тягостными, но и отчасти разгружают их психику. Оценки за предмет не ставятся, занятия предполагают свободу выражения своих позиций. Таким образом, уже на уровне средней школы формируется культура семейной жизни и закладывается потенциал гармоничного брака.
По словам Карцевой, в Татарстане ежегодно основам семьеведения обучаются тысячи педагогов и школьных психологов. В этом учебном году, например, планируется провести переподготовку представителей 1700 школ республики. Есть также намерение распространить курсы на сотрудников дошкольных и средне-специальных образовательных учреждений.
Преподаватель семьеведения в Нижнекамске Светлана Гурьянова рассказала, что курс в ее городе активно используется уже два года. Занятия охватывают десятиклассников. Большинство из них, утверждает педагог, к концу учебного года имеют правильное с точки зрения традиций понимание о социальном предназначении семьи. Причем упор делается именно на самостоятельном понимании, без давления взрослых через игровые, ролевые, исследовательские формы.
В Пензе же семьеведение охватывает учеников всех возрастов и даже дошколят. Как рассказала Елена Купецкова из "Института регионального развития Пензенской области", в ее регионе была выбрана сквозная модель воспитания семейных ценностей, то есть начиная с детского сада. Раз в месяц на специальных занятиях малыши узнают о взаимоотношениях в семье, о традициях. Причем, как правило, во время таких "уроков" присутствуют родные, о которых в этот день идет разговор: мамы, папы, братья или сестры, дедушки и бабушки. К слову, Купецкову можно назвать одним из основоположников преподавания этого курса в РФ. Первая тематическая программа в Пензе появилась еще в 1996 году. А несколько лет назад пособие, написанное в соавторстве с ней, было издано с помощью Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы и разошлось по всей стране.
По мнению участников беседы, подстегнуть введение единого стандарта "семьеведения" должно и то, что эффект от курса длительный - его можно будет ощутить только тогда, когда нынешние детсадовцы или школьники соберутся заводить собственные семьи.
Материал подготовлен в сотрудничестве с Центром национальной славы