- В нашей клинике каждый год происходит почти сто пересадок сердца, - говорит директор Шумаковского центра, академик Сергей Готье. - Совершенно очевидно, что к таким операциям прибегают в самых критических, самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда собственное сердце перестает выполнять свои функции. Иногда складывается впечатление, что вот обратился к нам человек с "сердечными проблемами" и ему тут же пересаживают донорское сердце. Это совсем не так. К такому серьезнейшему вмешательству надо тщательно готовиться. А, главное, те, кому требуется пересадка, элементарно должны до нее дожить. Доживают не все. Почему? Степень поражения сердца сочетается с тяжелыми нарушениями всех систем организма.
- Выход?
- Он пришел не сразу, он стал результатом опыта нашей работы, - замечает Готье. - К нам поступают пациенты, находящиеся между жизнью и смертью - то есть в состоянии критической сердечной недостаточности. Сразу провести им пересадку нельзя. Но без пересадки им не жить. Наша задача - к пересадке их подготовить. Для этого и создан центр критической сердечной недостаточности.
Вместе с Сергеем Владимировичем направляемся в этот центр, у которого две главные точки: отделение реанимации, которым ведает профессор Виталий Попцов, и отделение кардиологии под руководством профессора Алексея Шевченко. Когда я была в Шумаковском центре, туда приехала Марина Сафонова. Она москвичка. Закончила факультет дефектологии, а потом ушла в бизнес. В 2010 году у Марины отказали почки. А через четыре года выяснилось: виной всему - сердце.
Этой красивой элегантной женщине в конце концов "повезло": в критическом состоянии с очередным инфарктом она, наконец, попала в центр трансплантологии. И тут ее судьбой стал заниматься профессор Алексей Шевченко.
- Марина из числа счастливчиков, - говорит Алексей Олегович. - Почти сразу после ее поступления пришло сообщение, что есть подходящее сердце. И в октябре прошлого года Сафоновой пересадили сердце. Сейчас Марина приехала на плановое обследование.
- Центр призван обеспечить выживание пациентов, считающихся неизлечимыми, - комментирует Сергей Готье. - Они поступают из всех регионов. Никому не отказываем. Помощь оказывается бесплатно. Многим пациентам необходима немедленная госпитализация в отделение реанимации для механической поддержки сердечной деятельности с помощью специальных приборов: собственное сердце не работает. Чаще всего используется экстракорпоральная мембранная оксигенация - устройство, обеспечивающее и кровообращение, и насыщение крови кислородом. Пациенту дается возможность дожить до пересадки. Почему для нас так важно было получить официальный статус центра? Это свидетельствует о новом направлении в службе здоровья. Оно позволяет ранее абсолютно безнадежным пациентам обрести жизнь.