Гран-при ярославского конкурса сувениров получила рюмка

В Ярославле на фестивале народных художественных промыслов подвели итоги первого всероссийского конкурса "Туристический сувенир".

По словам организаторов конкурса, на суд экспертного совета поступило больше 1300 сувениров из 55 регионов России. После предварительного отборочного тура в финал вышли чуть больше двухсот. Все они оценивались по десяти номинациям: этнографический сувенир, сувенир города, сувенир региона, гастрономический сувенир (две части - еда и напитки), сувенир события, туристского маршрута, музея, сувенир-игрушка, идея сувенира. Причем в каждой номинации работы представлялись в нескольких ценовых категориях: эконом-класса (до 200 рублей), средней ценовой категории (от 200 до 500), высокой (от 500 до 3000) и VIP (от трех тысяч рублей и выше).

Конкурс показал, что потенциал у рынка отечественной туристской сувенирной продукции огромен, но проблем пока не меньше.

- В сфере туристического сувенира сегодня масса проблем, потому что этот рынок на 80 процентов отдан на откуп китайцам, - говорит председатель попечительского совета национальной премии "Russian Event Awards", всероссийской туристской премии "Маршрут года", всероссийского фестиваля-конкурса "Туристический сувенир" Геннадий Шаталов. - Мы начинаем формировать рынок именно туристических сувениров, а не просто сувениров, и стартуем с не самой удобной позиции, но мы живем в великой стране, у которой огромный потенциал. Это не значит, что мы должны за ближайшие годы завоевать весь рынок - конечно, нет, надо быть реалистами. Но даже несколько процентов этого рынка - это хорошие деньги. А если мы не будем участвовать в этой борьбе, мы и сто процентов рынка отдадим, учитывая агрессивную рекламную и продажную политику производителей из КНР.

По словам Геннадия Шаталова, "мы должны понимать, что у нас есть что показать и есть что продать". Появившаяся конкурсная площадка как раз и дала возможность это сделать.

- Наконец-то мы встретились не в рамках только профессионального сообщества ремесленников, а с привлечением специалистов из туриндустрии, тех людей, которые знают потребности туристов, владеют информацией о туристической сфере, - продолжает Геннадий Шаталов. - Главное, что на этой площадке начался профессиональный диалог. Участники конкурса поняли, что надо двигаться, если хочешь иметь прибыль. Чтобы продавалась твоя продукция, надо соревноваться.

Причем в деле продвижения сувенира на рынке, как выяснилось, важна каждая мелочь. Точнее, в этом деле мелочей нет вообще. На конкурсе, например, выяснилось, что очень редкие производители туристических сувениров задумываются об их упаковке. А ведь туристу зачастую предстоит преодолеть до дома многие сотни километров, кроме того, он продолжает еще двигаться по маршруту, и вопрос сохранности сувенира для него немаловажен.

Кроме того, любой туристический сувенир, по мнению специалистов, должен быть "с историей", которую можно рассказать друзьям и родственникам по возвращении из поездки домой.

- Турист хочет приобрести не просто памятный сувенир, но памятную историю, - уверен Геннадий Шаталов. - Например, когда мы видим сувенир из музея Елабуги, мы понимаем, почему и откуда взялось выражение "ходить под мухой". Они представили рюмочку на высокой ножке, вмещающую всего 15 граммов. В музее есть оригинал этой рюмки далеких времен, которую называли "мухой", а это, естественно, реплика. Так вот, у этого сосуда такая история: когда на Руси появились первые трактиры, там всем входящим бесплатно наливали по 15 граммулек - такой маркетинговый ход. Некоторые умудрялись обходить по 15 - 20 трактиров и в каждом выпивали по этой рюмашке - отсюда и выражение "ходить под мухой". Этот сувенир пользуется огромным спросом и популярностью.

Кстати, эта "историческая" рюмочка получили гран-при в номинации "Сувенир музея" в средней ценовой категории.

Всероссийский конкурс "Туристический сувенир" станет ежегодным. В 2016 году финал конкурса пройдет тоже в Ярославле, в октябре.