За финансовой поддержкой столицы обратилось 466 некоммерческих организаций

Второго декабря на Московском гражданском форуме объявят победителей конкурса, проводимого среди НКО комитетом общественных связей Москвы на финансовую поддержку городом. Кому же достанутся 174 миллиона рублей из бюджета столицы и на каких условиях? И что взамен получат москвичи? Об этом "РГ" рассказал зампредседателя комитета Игорь Соболев.

- Игорь Светославович! Расскажите, пожалуйста, о конкурсе.

Игорь Соболев: В этом году особенно радует количество заявок: их поступило 466. Самая большая цифра более чем за 10 лет. И это, несмотря на сжатые сроки подачи заявок - чуть больше месяца вместо традиционных двух.
Но замечу, что 174 миллиона рублей - это уже второй транш из столичного бюджета, направленный комитетом на поддержку НКО. Еще 99 миллионов рублей выплачены с начала года по двух-трехлетним проектам, которые находятся в процессе реализации. То есть общая сумма поддержки Москвой НКО только через наш комитет составит в 2015-м году 273 миллиона рублей, и это самый масштабный объем конкурса среди субъектов РФ.

Субсидии НКО предоставляют в Москве и другие органы городской власти: например, департамент труда и социальной защиты населения, департамент культуры, департамент физкультуры и спорта… Но они могут поддержать лишь НКО, работающие в их сфере, а комитет общественных связей дает возможность принять участие в конкурсе разным организациям.

- НКО, которые получали помощь из-за рубежа и отказались от нее, чтобы не регистрироваться в качестве иностранных агентов, как положено сейчас по закону, тоже участвовали в нем?

Игорь Соболев: Их право на участие законом не ограничено. Для нас важно другое: с чем каждая НКО пришла на конкурс? Если с хорошим проектом, нужным москвичам, обоснованным по содержанию и стоимости, то шансы на победу в конкурсе высоки.

- Заявки на гранты в этом году поделены условиями конкурса на 2 группы: для проектов стоимостью до 700 тысяч рублей и проектов до 5 миллионов рублей. Какова цель разделения?

Игорь Соболев: Это одно из новшеств, которые мы внедряем после изучения минувшим летом мнения самих НКО по совершенствованию процедуры конкурса. Предполагалось, что выделение субсидий размером до 700 тысяч рублей облегчит участие в нем небольшим НКО, которым трудно состязаться с крупными организациями. Так и вышло: благодаря новому порядку мы получили 111 заявок на малые гранты, то есть практически каждую четвертую из поступивших. Ну, а верхнюю планку - до 5 миллионов рублей - ограничили, с одной стороны, по примеру президентских конкурсов, в ходе которых тоже выделяются серьезные средства на поддержку НКО, а с другой стороны - по опыту прежних лет самой Москвы, когда максимальная сумма поддержки на конкурсах комитета общественных связей была 4,9 миллиона рублей. Малые субсидии адресованы в основном организациям, проекты которых предназначены, к примеру, на клубную работу с подростками, профилактику наркозависимости, благоустройство в масштабах двора, улицы, района. Крупные субсидии дают возможность реализовать общегородские проекты.

- Был ли какой-то предварительный отбор участников конкурса?

Игорь Соболев: Нет. Участвовать могла любая организация при соблюдении поставленных условий. То есть представить все необходимые документы, быть зарегистрированной в Москве в качестве налогоплательщика (это еще одно новшество - московские деньги должны работать в Москве), иметь опыт работы не менее года. Благодаря организованному обучению и консультированию НКО на этапе подготовки заявок, специально созданному сервисному центру по их приему, в этом году самый малый отсев по формальным признакам - всего 29 заявок или 6 процентов.

На будущее есть идея, что неплохо бы представленные на конкурс проекты предварительно выносить на обсуждение общественных советов. Итоги их будут рекомендациями для экспертов и позволят учесть взгляд горожан на предлагаемое некоммерческой организацией решение социальной проблемы. Возможно, мы проведем такой эксперимент в 2016 году.

- К традиционным направлениям работы НКО, которые Москва поддерживает - работе с молодежью и детьми, сиротами и малоимущими, в сфере благоустройства и других, в этом году добавились еще три: "Развитие социально ориентированных НКО", "Партнерские проекты" и "Гражданские инициативы". Какие еще новые темы появятся?

Игорь Соболев: Жизнь идет, меняются потребности общества, и НКО нужно более тонко настраиваться на них и развиваться самим. В этом году мы не только добавили новые направления, но и увеличили число тем принимаемых на конкурс проектов по традиционным направлениям, чтобы помочь организациям, которые тесно работают с проблемами, волнующими многих москвичей. Например, в ЖКХ сейчас это капремонт. Вместе с Общественной палатой города НКО могут взять на себя контроль за его качеством, соблюдением сроков, словом, стать представителями интересов жителей. Кроме того, более опытные НКО могут обучать другие недавно созданные организации, у которых есть интересные проекты, но не хватает хозяйственного опыта для их реализации. "Партнерские проекты" предполагают привлечение денег бизнеса, что вместе с субсидиями из бюджета позволит добиться большего эффекта в интересах города и горожан.

- Кто и как определяет победителей конкурса?

Игорь Соболев: В результате обсуждения с самими НКО мы впервые ввели двухэтапный отбор. На первом этапе каждый проект оценивают эксперты - специалисты в данной отрасли, причем, не три, как прежде, а пять (по три осталось только при рассмотрении заявок на субсидии до 700 тысяч рублей), выставляя баллы по нескольким критериям: эффективность, реалистичность, обоснованность, актуальность, устойчивость проекта и его результатов в будущем. Затем заседает конкурсная комиссия. Чтобы повысить роль экспертов, мы сознательно сбалансировали ее полномочия. Отвергнуть любой проект она не может, как и вытащить с самого низа заявку и поставить ее вверх списка. Конкурсная комиссия может только изменить оценку экспертов, но не более чем на 20 процентов. То же самое относительно суммы субсидии, которую определяют также эксперты, оценивая бюджет проекта, а комиссия при необходимости корректирует.

- Среди экспертов много специалистов из Тюмени, Владивостока, Новосибирска и других городов России. Почему? Разве они лучше знают проблемы столицы?

Игорь Соболев: Проблемы в крупных городах везде одни и те же. Пробки, например, в городе с 500- тысячным населением и с одной крупной магистралью, не меньшие, чем в столице. А вот эксперты, привлеченные нами из других регионов, как правило, возглавляют ресурсные центры НКО, которые получают субсидии от Минэкономразвития РФ. Они профессионалы и способны обучать других. Таких сильных экспертов и в самой Москве не так много. Мы же заинтересованы в объективной оценке. Поэтому постарались построить работу так, чтобы один эксперт оценивал не более 10-15 заявок. А число таких независимых экспертов увеличилось с 70 до 160 человек. Их опыт потребуется и в будущем для мониторинга реализации проектов, получивших поддержку.

- Что, за полученные деньги с НКО еще и отчет спросят?

Игорь Соболев: Обязательно. Причем, отчетность должна быть представлена за каждый квартал. И не формальная. Те, кто работал с правительством Москвы, знают об этом. В прошлом году, например, эффективность двух десятков проектов была признана недостаточно высокой. В итоге кто- то из них не получил очередной транш, а могут и потребовать вернуть уже полученные деньги в бюджет города.

Но мы не только спрашиваем за работу, но и помогаем ее вести. В частности, НКО могут безвозмездно пользоваться для проведения своих мероприятий площадками Московского дома общественных организаций как своим ресурсным центром. В их распоряжении и 11 отделов городского ресурсного центра в округах столицы. Там организовано обучение и консультирование НКО, информационная поддержка.

Что изменится в жизни москвичей благодаря поддержке городом НКО?

Игорь Соболев: Сводные цифры здесь не показательны. Результаты оцениваются в масштабах каждого отдельного проекта и сильно отличаются друг от друга. Кто- то получит новые знания и навыки, кто-то поддержку в тяжелой ситуации, кто-то помощь в социализации, а кто-то возможность участвовать в общественном контроле и управлении городом. И я уверен, что москвичей, получивших помощь, предназначенную конкретно им, или возможность реализовать себя в добрых делах на благо других, будет значительно больше. Это и есть конечная цель работы всего сектора некоммерческих организаций.