Кристиан Бергер: В "Лазурном берегу" Джоли пыталась уйти от мейнстрима
Добрый день, мистер Бергер, позвольте поблагодарить вас за возможность этого интервью. У вас очень впечатляющая карьера. Такие знаменитые работы Михаэля Ханеке, как "Пианистка", "Белая лента", "Скрытое", уже стали классикой мирового кино. Все они, однако, далеки от мейнстрима. Что стало причиной начала вашего сотрудничества со звездами Голливуда? Как получилось, что вы стали частью проекта "Лазурный берег"?
Кристиан Бергер: Дело в том, что разница в данном случае была не очень велика. Ведь то, что хотела сделать Анджелина Джоли, снимая этот фильм, - это уйти от мейнстрима. Если вы его видели, вы понимаете, что это совсем не "голливудское кино".
Да, конечно. Но все же "Лазурный берег" стал первой вашей совместной работой с американским режиссером.
Кристиан Бергер: Да, это так. Анджелина Джоли хотела работать с кем-нибудь из Европы. Так нужно было и для сценария, ведь действие происходит в семидесятых, и ей нужно было передать этот стиль жизни, эти чувства, как в "новой волне".
Фильм, похоже, отчасти является данью уважения европейскому кинематографу того времени.
Кристиан Бергер: Да. Это то, что она хотела сделать, и мне это очень понравилось. В свое время "новая волна" на меня очень сильно повлияла. И это - то, чего она искала.
Все же есть какое-то принципиальное различие в стиле режиссирования европейцев и американцев? Или этот фильм является настолько явным исключением, что об этом говорить не стоит?
Кристиан Бергер: Мне кажется, единственное, что фильме было американским - это разрушающийся американский брак. Если можно так сказать, конфликт между ожиданиями американцев и европейской повседневной жизнью - это часть сценария. Настоящие суперзнаменитости, большие звезды, звезды из США - некоторые из них приезжают в Европу и ищут интересные истории. Анджелина Джоли была очень любознательна в своих активных поисках выхода из американского мейнстрима.
В одном из своих недавних интервью Брэд Питт заявил, что стиль режиссирования его жены можно охарактеризовать как "сексуальный". Можете это как-нибудь прокомментировать?
Кристиан Бергер: Кто это сказал? А, Брэд Питт. Ха-ха. Ну, это забавно. Я об этом ничего не слышал, ха-ха. Возможно, для него личные аспекты особенно важны. Но я хочу отметить: очень впечатляло то, как ей удавалось переключаться от режиссирования к исполнению одной из главных ролей. Ей впервые пришлось оказаться в таком амплуа. Она - очень опытная актриса, но ей до сих пор ни разу не приходилось совмещать работу режиссера и актера в одном фильме.
И, посмотрев фильм, можно сказать, что она с этим справилась блестяще.
Кристиан Бергер: Да. Вне всяких сомнений. И она всегда была открытой и любопытной, постоянно искала что-то новое. Это ее третий фильм, и она хотела вывести его на новый уровень, она требовала ото всех поиска максимально удачной эмоции. Конечно, мы испытывали ощутимое давление, но это и хорошо, это - важно, я не люблю слишком спокойные съемки.
Брэд Питт обвинял свою жену в том, что она заставляла его особенно много говорить по-французски. И, как пишут в СМИ, это было для него серьезной проблемой. Правда ли, что для него так же сложно было говорить по-французски, как для его персонажа в "Бесславных ублюдках" - изъясняться по-итальянски? В фильме его французская речь звучит довольно бегло, особенно для того, кто не является носителем языка.
Кристиан Бергер: Ну, он учил французский для этой роли. Он начал учить его специально для этого и сказал тогда, что очень любит говорить по-французски, но для этого ему нужно заниматься языком. И он впервые говорил на этом языке.
Что касается места съемок - острова Мальта. Место очень красивое, и, похоже, оно идеально подходит для этого фильма. Но все же - почему именно Мальта, ведь речь идет о Лазурном береге, и как Джоли делала этот выбор?
Кристиан Бергер: Это связано с бытовыми условиями. У Анджелины Джоли и Брэда Питта было свободное время для съемок только в короткий период с конца сентября по начало ноября. А в сюжете речь идет о юге Франции. Но в это время в этом регионе уже наступила ранняя зима. А для сценария очень важно, чтобы было жаркое лето. Поэтому в поисках подходящего места нам пришлось облететь Средиземноморье: побережья Италии, Хорватии, Греции, Турции. Мы везде побывали. И в конце концов выбрали Мальту, потому что она оказалась наиболее безопасным местом с жаркой погодой. Именно это и стало причиной. Мальта оказалась хорошим местом для съемок.
Не могли бы вы рассказать об особенностях своей системы освещения, которая использовалась во время съемок?
Кристиан Бергер: Съемки проходили не так, как обычно, потому что Анджелина Джоли хотела, чтобы комнаты в отеле и даже помещения кафе были всегда связаны с улицей. Чтобы в кадре присутствовал внешний пейзаж.
Чтобы место постоянно оставалось частью фильма.
Кристиан Бергер: Да. В итоге освещение в фильме - это сочетание естественного света и моей системы, что позволило создать соответствующую атмосферу. Мне кажется, это сработало.
Справка "РГ"
Кристиан Бергер - известный австрийский оператор, режиссер, продюсер. Родился в 1945 году в Инсбруке. С начала девяностых сотрудничает с классиком мирового кинематографа Михаэлем Ханеке. Работал над его фильмами "Видео Бенни", "71 фрагмент хронологии случайностей", "Пианистка", "Белая лента", "Скрытое". За "Белую ленту" номинировался на "Оскар" (за выдающееся достижение в кинооператорском искусстве), а также получил несколько престижных премий. Среди операторов, чьи работы на него повлияли в молодости, особенно выделяет представителей "новой волны". Является профессором Венской киноакадемии.