Новости

30.11.2015 09:20
Рубрика: Общество

Человек-планета

Нас покинул Эльдар Александрович Рязанов
Человек-планета. С мощным, непреодолимым притяжением. Со своей особой атмосферой, в которую мы погружались, чтобы глотнуть кислорода, отдышаться, привести раздерганные чувства в порядок, вернуть душе гармонию, а видимому миру - нормальную иерархию человеческих ценностей.

Он нас грел. Очень щедро - даже удивительно, как у него хватало на всех тепла. Люди часто отвечали ему черной неблагодарностью: критики набрасывались на любую его неудачу, словно ждали счастливого момента укусить. И охотно забывали о том, сколько счастья нам всем сумел подарить этот большой, толстый, с виду добродушный, на самом деле непримиримый к любой кривде и хорошо умеющий ее отбрить человек.

Он принес нам свой мир, свою Пандору, свою планету-мечту, где идеал уже не тонул, как всегда, за горизонтом, а становился безусловной точкой отсчета, действующим нравственным маяком. Где справедливость восстанавливалась хотя бы виртуально. Где зло, осмеянное, уползало зализывать раны и на время оставляло нас в покое. Где душевная красота доказывала свою непреложную ценность.

Кино Рязанова не могло изменить мир, но оно меняло нас. Тормошило совесть: живем мы что-то без оглядки... Звало к решительным действиям: не бойся бросить все на карту и жизнь переменить свою! Вселяло веру в самоценность каждого мгновения жизни: у природы нет плохой погоды! Оно обладало целительным действием, и нас неудержимо тянуло снова и снова смотреть его лучшие фильмы - не просто развлечься и отвлечься, но привести в порядок душу.

С точки зрения так называемого авторского кино, это фильмы совсем немудреные. Житейские истории - забавные, грустные, чем-то всегда очень близкие. В каждой всегда есть скрытая пружина, энергия которой мощно толкает вперед все действие, ясно ощутимая тяга к исходу доброму (без слащавости) и справедливому (без менторства). Нагромождений парабол, метафор и символов, многозначительных ракурсов и догматических трясений камерами в них не было совсем. Они были распахнуты нам навстречу и не предлагали себя расшифровывать, словно ребус для бездельников. Эти категорически "нефестивальные" фильмы не ошарашивали гурмана особым ритмом, не усыпляли заторможенностью, не злоупотребляли многозначительным молчанием и не предлагали думать каждый о своем, созерцая навсегда умерший в кадре пейзаж. Такое кино принципиально не берут в киноконкурсы. Но оно легко побеждало в самом главном, самом почетном состязании - за зрителя.

Впрочем, оно и не состязалось ни с чем и ни с кем, и уж чего-чего Эльдар Рязанов был лишен абсолютно - это суетливой амбициозности, гордыни гонщика, для которого не прийти первым - крах всей жизни. Он и так без видимых усилий приходил первым - его "Карнавальная ночь", "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж" побили все рекорды показов на телевидении: мы словно жили под девизом "Ни дня без Рязанова!". И ведь не надоедало никогда. Зацеплялись глазом за любимую сцену там, на мерцающем телеэкране - и уже не могли оторваться от того, что знали давно и наизусть. Так не может никогда надоесть родник с чистой водой - он просто нам нужен, и все тут. Его надежное журчанье, его прохлада, его чистота.

Гений ни с кем не соревнуется. Он такой один, сравнивать не с кем. Его высоты доступны только ему одному. Кто-то пытался повторить его картины - "ремейки" проваливались, только оттеняя пропасть между титанами и пигмеями.

Если бы Эльдар Рязанов создал только свои фильмы, перечислять которые бессмысленно - они у всех на слуху, как фольклор, - он бы уже стал бессмертным в нашей памяти. Но он умудрился войти в пространство каждой жизни неким сознанием надежности его меры вещей и ценностей. С ним можно было сверять свои поступки, мысли, решения. И в этом смысле он делал, конечно же, совершенно "авторское" кино - кино как эманацию одной неповторимой, мудрой и уникально одаренной личности.

Этот человек сразу и навсегда завоевал всеобщее доверие. Его не просто уважали - его любили. Он был "свой". Его фильмы - комедийные, незатейливые, песенные, легкие в восприятии - воспринимались как его высказывание, его веское суждение, оспорить которое не решался никто: Рязанов был истиной в последней инстанции. Был для миллионов моральным авторитетом. О том, как это получилось, напишут исследования. А пока мало кто удосужился задуматься о секретах неотразимости рязановского искусства. Хотя от овладения этими тайнами зависит само существование нашего кино, на глазах теряющего зрителей. Ведь Рязанов-то сумел за свою долгую жизнь их только умножить и, по-прежнему ни с кем не соревнуясь, легко выдержал состязание и с "Шреками" и с "Аватарами".

Он был человеком естественным, как сама природа. Говорил, что думал. Делал, что считал нужным. Ни перед кем не сгибался, не юлил, не дипломатничал, не метал бисер. Друзей выбирал сам и никогда не ошибался в их верности. В студенческой юности ему повезло общаться с личностями крупными, умами острыми, талантами уникальными - Эйзенштейном, Юткевичем, Роммом, Козинцевым, по его ВГИКу тогда запросто ходили люди-легенды, мастера-классики, само их присутствие оттачивало ум и воспитывало верность принципам и стойкость к ударам. И когда спустя десятилетия в стенах Союза кинематографистов разгорелись жесткие баталии - споры об идеях живых и мертвых, сущая война за сохранение былого творческого братства - Рязанов был в числе первых и главных бойцов. А когда братство все-таки распалось, он просто брезгливо отошел в сторону от того, что еще недавно было единым кинематографом и теперь распалось на мелкие удельные княжества. Человек принципиально других масштабов, он в эту кучу малу просто не вписывался. Не терпел суеты честолюбий и амбиций. Держался подальше.

Рязанову всегда было тесно, его всегда было много, и его всегда не хватало. Он сумел стать кумиром не только в кино. Его телевизионные циклы - от "Кинопанорамы" до "Парижских тайн" - какой-то трудно представимый объем работы. Здесь шли в ход его поистине энциклопедические знания, накопленные еще со времен нищей студенческой юности, когда вся стипендия шла на книги, а книги глотались залпом и откладывались в бездонной памяти, всегда готовые стать в строй неоспоримых аргументов и всегда актуальных фактов. Начав свой путь как кинодокументалист, Рязанов теперь блистал как фантастически эрудированный интервьюер и оставил нам такие исчерпывающие телевизионные портреты французских деятелей кино, каких, возможно, не имеет сама Франция.

Он писал стихи, и его крылатые фразы тоже разлетелись по свету как фольклор, стали песнями, вошли в народную мудрость. Он не мог без работы и работал всегда - даже тяжело больной не терял азарта вечного творца и выдумщика. Для нашего кино шло трудное время, когда от режиссеров требовалось не столько искусство делать кино, сколько способность добывать для него деньги. Но и в этих условиях Рязанов умудрился завершить давно задуманный им поэтико-философский фильм об Андерсене, а затем, в пору уже полного безденежья, снял для телевидения поэтический сборник своих стихов - прочитал их как завещание. С трудом, но постоянно приходил в созданный им клуб "Эльдар", участвовал в творческих вечерах - старался быть с людьми, для которых жил и работал.

Его фильмы останутся и с нами, и с поколениями, которые придут после нас. Но их смех, который и прежде не был беззаботным, теперь всегда будет окрашен грустью. Так уходят от нас титаны.

Из бесед с Эльдаром Рязановым в "РГ"

О ЦЕНЗУРЕ: Я всегда считал, что цензура не нужна ни в каком виде. Но она не нужна обществу, где знают, что такое моральные ценности, - тогда цензура есть в каждом творце, и называется она простым словом - совесть. А у нас огромное количество бессовестных людей почему-то решили, что имеют право разговаривать с народом и навязывать ему свое миропонимание.

О ТЕЛЕВИДЕНИИ: Растление нации ускоряется в геометрической прогрессии: одно тянет за собой другое. Это снежная лавина, которая грозит похоронить под собой целую страну. Очень заразно и очень опасно.

О РЕЛИГИИ: Я не политик и не хочу сейчас говорить о Третьей мировой, о войне с исламом и тому подобных материях. Но очевидно, что религией сегодня прикрывается терроризм, а если вспомнить ее историю: инквизицию и пр., то роль религии нередко можно считать зловещей.

Он умудрился войти в пространство каждой жизни сознанием надежности его меры вещей и ценностей

О ХУДОЖНИКАХ: Считается, что художник должен быть не от мира сего, и обязательно должны быть тараканы. А я от мира сего, и мне неинтересно про тараканов.

О РЕЖИССУРЕ: Мне семнадцати лет не было, когда я пришел к Козинцеву учиться и навсегда запомнил его первый урок: "Я хочу научить вас думать. До остального дойдете сами". Потом он сказал, что режиссуре научить нельзя. С обоими постулатами я совершенно согласен.

О МУЗЫКАЛЬНОМ КИНО: Это в традициях нашей страны: люди занимаются тем, чего не знают и в чем ничего не понимают. Я типичный представитель этого племени и потому, не зная ни одной ноты, занимаюсь музыкальным кино.

О РОССИИ: В нашей стране все зависит от очень многих факторов, потому что наша страна непредсказуема не только в будущем, но и в прошлом.

О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ: Я к человечеству хорошо и трепетно отношусь - это мне свойственно. Ведь я ругаюсь и бушую, когда вижу недобросовестность, нечистоплотность, разгильдяйство. Ругаюсь, чтобы было лучше.

О ПАТРИОТИЗМЕ: И вообще, самый лучший патриот России - это Салтыков-Щедрин, а самая патриотическая литература - сатира.

Двенадцать афоризмов из фильмов Рязанова

1. Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела! ("Карнавальная ночь").

2. Басня - это хорошо. Басня - это сатира. Нам Гоголи и Щедрины нужны... ("Карнавальная ночь").

3. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?! ("Берегись автомобиля").

4. Эта нога у того, у кого надо нога ("Берегись автомобиля").

5. Тебя посодют, а ты не воруй ("Берегись автомобиля").

6. Нашлись люди, нашлись, приютили, подогрели, обобрали... м-м, подобрали, обогрели... ("Ирония судьбы, или С легким паром!").

7. Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба! ("Ирония судьбы, или С легким паром!").

8. Как вам моя прическа? - Умереть - не встать! ("Служебный роман").

9. Поставьте Веру на место и не трогайте больше руками! ("Служебный роман").

10. Дорогая моя, вовремя предать - это не предать, а предвидеть ("Гараж").

11. Сама, сама, сама, быстренько, сама!... ("Вокзал для двоих").

12. Поезда опаздывают, стоянки сокращают - никакой личной жизни! ("Вокзал для двоих").

Кстати

Товарищ Огурцов, как всем известно, в фильме Эльдара Рязанова сразу предупреждал: "Товарищи! Есть установка весело встретить Новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать".

А скромный врач Женя Лукашин, как тоже знают все, каждый год с друзьями ходит в баню - именно перед Новым годом. И тоже именно в фильме Эльдара Рязанова...

Когда 31 декабря половина российских телеканалов включает в свой эфир "Иронию судьбы, или С легким паром!", а другая половина - "Карнавальную ночь", никакого удивления этот факт не вызывает.

Напротив, было бы странно, если бы вдруг это не происходило. Если бы нам не показали фильмы Рязанова и мы, зная их давно наизусть, не смотрели бы - снова и снова...

Светлана Немоляева: Чувство юмора у Рязанова появилось еще до рождения

Новостные ленты и соцсети сегодня полны соболезнований по поводу кончины кинорежиссера Эльдара Рязанова, их сегодня выражают политики, коллеги Рязанова, актеры и режиссеры, музыканты.

Владимир Мединский, министр культуры России:

- От нас ушел не просто величайший мастер режиссуры и легенда киноискусства, каждая работа которого - признанный шедевр, ушла целая эпоха отечественного кинематографа. Это был один из самых любимых, народных режиссеров, неслучайно 31 декабря никогда не обходится без его "Иронии судьбы" и "Карнавальной ночи". На картинах Рязанова выросло не одно поколение жителей нашей страны, и десятилетия спустя память о нем не померкнет. Его фильмы будут смотреть, потому что это классика, а классика не умирает.

Сергей Собянин, мэр Москвы:

- С глубокой грустью узнал о кончине Эльдара Александровича Рязанова. Мы потеряли великого режиссера, чьи фильмы дарят нам светлые ощущения радости, сказки, веры в любовь и доброту. Творческое наследие Эльдара Рязанова - это целый мир, созданный гением мастера и художника. Мастер кинокомедии, он не уклонялся и от острых общественных проблем. И всегда учил своего зрителя справедливости и честности, прямоте и простоте человеческих отношений.

Олег Басилашвили, актер:

- Его уход для нас - большая трагедия. Ушла целая эпоха кинематографа. Мы с ним были дружны. Последнее время я часто к нему приезжал за город, где он жил. Да, конечно, он слабел, но я не думал, что это так быстро кончится. Мне очень жаль, что это произошло.

Светлана Немоляева, актриса:

- Уход Эльдара Александровича Рязанова, конечно, это утрата для всего искусства, невосполнимая утрата. Это был уникальный режиссер, создававший фильмы, которые сразу становились знаковыми. Прошло столько лет со времени выхода фильмов "Гараж" и "Служебный роман", но и сейчас, где бы я ни находилась, ко мне подходили люди, узнавали и благодарили. И это только его заслуга, это история Рязанова, это поэзия, это его ум, это его талант. Для меня уход Эльдара Александровича - это очень личная утрата. Мы дружили семьями, и если меня попросят сказать, каким я помню Рязанова, то я вспоминаю его только с улыбкой. Мне кажется, что чувство юмора у него появилось еще до рождения. Он обладал иронией, юмором, но очень добрыми. На него никогда нельзя было обижаться. Он ушел. Это большое горе, я сама не так давно пережила такую потерю и я искренне сочувствую и соболезную его жене Эмме.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель "Геликон-оперы":

- Так сейчас складывается, что каждый год от нас уходят большие люди, на которых держится наша культура, наше искусство. Эльдар Александрович был огромной силой России, он был человеком, который формировал имидж нашей страны. Все его фильмы были культовыми: каждый человек вне зависимости от своего вкуса и  художественных предпочтений, становился поклонником его произведений. Это говорит о том, что Эльдар Александрович находил дорогу к  любому сердцу, потому что сам он был  сердечный и  большой человек. Конечно, главным для него в фильмах всегда был актер. Именно поэтому каждый его фильм мы вспоминаем  через потрясающие актерские работы, которые в нашем сознании перестают даже быть работами, а становятся  живыми людьми, и мы цитируем их слова из фильмов. С ним работали лучшие российские актеры ХХ века. Он их собирал, он был коллекционером лучшей силы нашей культуры, нашего кинематографа.

Вместе с Эммой Валериановной Эльдар Александрович приходил в "Геликон-оперу" на спектакли и однажды он мне позвонил и предложил делать его юбилей. Это было в 2007 году, на его 80-летие, которое ставилось в Московском театре оперетты и транслировалось на всю страну по Первому каналу. В юбилее принимали участие все его любимые актеры - Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и др. Эльдар Александрович просто аккумулировал вокруг себя какое-то потрясающее добро. Он любил классическую музыку, любил бардов, песни, он любил жизнь, которую воспринимал с чувством юмора и с какой-то предельной честностью. Может быть поэтому все его фильмы - "Ирония судьбы", "Карнавальная ночь", "Служебный роман" и др. - стали для нас, подобно произведениям Толстого или Пушкина, важными, базовыми вещами в  нашем понимании жизни.

Владимир Симонов, народный артист России:

- Все общение с Эльдаром Александровичем - это прекрасный момент, мгновение, которое, увы, невозможно остановить. Великий. Последний. На той планете, где он работал, сейчас никого не осталось, планета опустела. Ему нет замены, и боюсь, не будет. Говорят, что он обижался на то, что его последние фильмы не очень любили ставить в сетку ТВ - и за это обидно. Иной раз смотрим такое... Ужасно больно.

Александр Панкратов-Черный, народный артист России:

- Эльдар Александрович очень любил актеров. Мало кто из режиссеров так внимательно относился к нашим предложениям, выслушивал нас. Отсняли сцену, все его устраивает, но просишь - "Эльдар Александрович, можно еще разок, вот так вот попробовать!" - и он всегда шел навстречу. Даже во времена, когда снимали на пленку, которую надо было экономить. Мы все, актеры, любили его.

Светлана Крючкова, народная артистка РСФСР:

- Вместе с Эльдаром Александровичем Рязановым из нашего кино ушло высочайшее качество и несравненное мастерство. Думаю, что людей с таким знанием и пониманием профессии в кинорежиссуре не осталось. Они если и есть, то где-то в науке. У него была огромная душа! Душа, которая вмещала нас - артистов. Порой таких разных, противоречивых и даже конфликтных. Но рядом с ним мы становились единым организмом. Единым творческим коллективом. Он как никто понимал непростую природу артиста, понимал, поддерживал и всячески ее берег. Именно он открыл во мне дар читать поэзию, и только благодаря Эльдару Александровичу об этой грани моей жизни узнал русскоговорящий мир. Он помог записать мне на телевидении цикл поэтических программ. И еще, в те часы, когда его душа расставалась с телом, я на сцене киноклуба "Эльдар" читала стихи Осипа Мандельштама. Свой вечер закончила словами поэта: "Неужели я настоящий и действительно смерть придет?". Скажете, так совпало? Не верю...

Валентина Талызина, народная артистка России:

- Эльдар Александрович был человеком планетарного масштаба. Это не пафос, а правда. Его фильмы смотрят и любят там, где знают и понимают русский язык. Знаю, что по его картинам даже учат русский язык. Я в Китае встречала студентов, которые учили язык по его фильмам и знали из них наизусть целые монологи.

Он был бесконечно чутким человеком с нежным сердцем, актера чувствовал и понимал, как никто другой. Я обязательно пойду с ним прощаться. Эльдару Александровичу я благодарна за свою кинематографическую судьбу. Он научил меня работать, во многом научил жизни. Он был влюбчивым, земным человеком. Считаю, что успех картины "Ирония судьбы, или С легким паром!" случился благодаря тому, что у него тогда был роман с потрясающей женщиной. Любовь часто дает огромные крылья. Она давала крылья и ему.

Оксана Мысина, актриса:

- Эльдар Александрович!... Единственный. Уникальный. Честнейший. Остроумнейший. Самый чуткий, самый сердечный, такой всегда естественный и настоящий, неподкупный. Любимый. Благородный. Рожденный быть режиссером.

Иосиф Пригожин, продюсер:

- Светлая память великому режиссеру Эльдару Александровичу Рязанову. Всю свою жизнь мы живем с его гениальными фильмами: "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Служебный роман", "Ирония судьбы..." и многие другие, которые можно пересматривать бесконечно.

Юлий Гусман, режиссер:

- Странно говорить "был". Он великий гражданин, потрясающий человек, замечательный друг, удивительный собеседник, великолепный и верный товарищ. О том, какой он режиссер, скажут десятки и сотни миллионов русскоязычных людей на всей планете Земля. Есть только одно определение для него, самое высокое звание на Земле - Эльдар Рязанов. Сегодня скорбят не только его жена Эмма, его родственники, друзья, коллеги по работе, а огромное количество людей, которые видели его фильмы. Сегодня скорбят все.

Роман Карцев, актер:

- Его фильмы всегда вызывали большой интерес, они были социальные, они были трагикомичные... Кроме того, что он гениальный режиссер, он еще Человек. Это очень важно, особенно для меня, чтобы артисты или режиссеры были еще людьми, кроме того, что они талантливые. Это не всегда совпадает. У него все совпадало...

Олег Газманов, музыкант:

- Но почему, листья опадают? Почему, птицы улетают? Почему, все кончается когда-то и мгновениям нет возврата... Прощай, светлый человек. Жаль...

Станислав Садальский, актер:

- Он настоящий был гражданин. Говорил, что не надо никогда лгать в жизни. Потому что, если один раз соврешь, вранье затягивает, и человек не может быть честным. Он был честным, был достойным. Хочется сказать: прости, прощай.

Игорь Верник, актер:

- Эльдар Рязанов... Спасибо за хрупкий нежный удивительный мир, который Вы создали в своем кино! Вечная память...

Алсу, певица:

- Неделя начинается с грустных новостей... Эльдар Рязанов ушел, но оставил нам свои произведения, на которых выросли мы, и с которыми будут расти наши дети и внуки. Два лучших друга - Юрий Яковлев и Эльдар Рязанов ушли в один день с разницей в два года. Покойтесь с миром. Вы снова вместе.

Общество Утраты Персона: Эльдар Рязанов